четверг, 5 марта 2009 г.

Кризис: кому беда, кому мать родна


Кризис еще не разразился в полную силу, а уже заставил понервничать и сменить стиль жизни многих людей – и пешеходов, и автомобилистов. Однако жизнь продолжается и автопром как оставался одной из самых значимых сфер экономики и социальной жизни, так и остается. Как продолжали бизнесмены и политики сколачивать состояния разного рода на автомобильной орбите, так и продолжают. А нам простым смертным следует в кризис быть особо внимательным – жуликов и прожектеров как во времена любых перемен предостаточно. Но и представившиеся возможности также упускать не стоит. Того и другого в кризис хватает.

Выезжает …хитрейший?
Пару месяцев назад часть автомобильного сообщества взволновалась из-за повышения пошлин на ввозимый сэконд-хэнд. Сейчас страсти улеглись. Во-первых, ряды желающих протестовать поредели потому, что курс доллара вырос аккурат в полтора раза, сделав приобретение импортных машин роскошью.
Во-вторых, проблемою стало не обновление автомобиля, а сохранение прежнего уровня жизни. Увольнения, сокращения зарплаты стали обычным явлением, в том числе и в автопроме. Например, серьезно пострадали ставропольские: завод автоприцепов, «Цитрон», завод поршневых колец, досталось ТАГАЗу. Уныние поселилось и в автосалонах.
С другой стороны Правительство России, наконец выдало на гора свой план поддержки автопрома, некоторыми пунктами которого можно воспользоваться. Пункт первый - приказом Минпромторга утвержден перечень автомобилей, производимых на территории России, при покупке которых государство компенсирует две третьих ставки рефинансирования Центрального банка. В него вошли 30 наименований автомобилей: Chevrolet NIVA, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, UAZ Hunter, Volkswagen Jetta и 22 модели под самым народным брэндом «Лада». Интересно, что бюджетные «Хюндаи» из Таганрога в перечень не попали, не вошли туда и «Волги». Видимо ребята из «ТАГАЗа» и «ГАЗа» не просуетились вовремя в нужном месте.
Кредитование мера вынужденная - в январе 2009 года объем производства легковых автомобилей в России сократился почти на 80% по отношению к уровню прошлогоднему январю. Спасет ли это наш автопром мы посмотрим, а вот что действительно сделало доступным свежие отечественные и импортные автомобили, так это автокредиты иного рода – а именно, просроченные автокредиты. Банки отбирают автомобили у неплательщиков и выставляют на продажу. Первая волна «просроченных» машин уже пошла из-за океана. Шустрые ребята из России прописались на торгах и аукционах скупая «просрочку» и переправляя ее на родину. Затем используют разные веселые схемы растомаживания и на выходе предлагают автомобили по супернизким ценам. Например, знакомому так удалось приобрести годовалую «Тойоту RAV 4» менее чем за полмиллиона рублей.
Скоро пойдет «просрочка» и российская. Пока народ еще держится на старых запасах, на расчетных, выданных при сокращении и т.п., но потом наступит момент истины. Дело в том, что среди тех, кто приобретал иномарки в кредит, довольно много людей помимо автомобиля купивших на заемные средства и жилье. Просрочка по ипотеке уже достигла по разным оценкам от 10 до 24% от количества выданных кредитов. Понятно, что должник выбирая между жильем и автомобилем – выберет крышу над головою. Точная такая же ситуация и в США – именно с американских ипотечных проблем и начался мировой кризис. Так что, если у вас есть наличные деньги и знакомые банкиры, то у вас есть все шансы приобрести свежий автомобиль гораздо дешевле его рыночной стоимости.


Непобедимое лобби
Помимо банкиров, умудрившихся заработать на кризисе, в России есть еще несколько влиятельных лобби, среди которых страховщики и продавцы ГСМ занимают не последние места. Они также смогли урвать свое на проблемах и ничего с ними не сделать. Антимонопольщики под давлением общественности не раз заявляли, что будут бороться с продавцами ГСМ, заставят их снизить цены. Но воз, точнее ценник на заправках и ныне там. Мировые цены на нефть упала в разы, а бензин в России на пару рублей. Деятельность антимонопольщиков пока серьезных результатов не дает. Более того, владельцы сетей автозаправок считают себя правыми не только морально, но и юридически. Недавно арбитражный суд удовлетворил иск ОАО «НК «Роснефть»-Ставрополье» (компанию в суде также поддержали «Лукойл-Юг-нефтепродукт», «Башойл-КМВ», «Ставнефть» и ООО ПКП «Ставпромкомплект») к краевому управлению Федеральной антимонопольной службы, которая усмотрела сговор продавцов топлива в одномоментном повышении цен на топливо в прошлом году.
Не подступиться к заправкам и по вопросу качества. В конце прошлого года и в начале этого Правительство края озаботилась качеством продаваемого топлива, недоливами. Создали комиссию, наслали проверки. А в итоге кардинально ситуацию изменить не удается и вряд ли удастся в ближайшем будущем. Как признался заместитель краевого министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи Сергей Унанов законодательная база пока еще слишком лояльна к продавцам топлива – нужна инициатива федерального центра. Мизерными штрафами заправщиков не напугать, их даже лицензии не лишить, поскольку она не нужна на данный вид деятельности. Поэтому заправляясь всегда берите чек – мало чего вам там залили, может ацетоном октановое число повысили, а может чем-нибудь лругим разбавили.
Страховщики тоже своего не упускают. 1 марта вступили новые правила в системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), предусматривающие прямое возмещение убытков и упрощенную схему оформления ДТП (европротокол). Упрощенное оформление ДТП дает возможность оформить документы по незначительным авариям без участия сотрудников ГИБДД, а также предусматривает право потерпевшего обратиться по страховому случаю в свою страховую компанию, а не в страховую компанию виновника. Не успели новые правила вступить в силу, как страховщики заговорили о том, что будет всплеск мошенничества, что нет новых правил документов и т.д. и т.п. Договорились даже до того, что новшество позволит покидать место ДТП водителям «под мухой». В ход пущены все аргументы, чтобы показать, как тяжело работать страховщикам. Правил никто не отменит, а вот повысить в ближайшие месяцы ставку и поправочные коэффициенты представители страховых компаний через своих людей в правительстве и Государственной Думе точно смогут. Так что покупайте полиса на год пока по старым тарифам. Интересно, что на момент написания статьи Минфин не обнародовал правоприменительные инструкции. Раз нет инструкций, значит, действовать следует по старым правилам.

Проекты и прожекты
На фоне мрачных известий о стагнации в экономике прозвучала в феврале новость о том, что в Невинномысске планируется построить завод по производству биотоплива. Однако, это уже не новость – в прошлом году об этом тоже объявляли. С другой стороны – при нынешних ценах на нефть и прогнозах данный инвестиционный проект может рассматриваться всего лишь как перспективный, а не стратегический. В-третьих, биотопливо, которое может быть будут производить на Ставрополье не заменит солярку или бензин – это всего лишь добавка к традиционным ГСМ.
Зато тихо, без шумихи и внимания прессы оказался свернутым другой проект – строительство сети заправок ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье», где 65% Уставного капитала принадлежит краю. Бывший губернатор края хотел построить на Ставрополье минимум 50 заправок, чтобы противостоять крупным игрокам рынка. В итоге за прошлый год построили всего одну, хотя взяли кредит, оплатили проектные работы, выделили земельные участки, в лизинг приобрели оборудование. И, наконец, прозрели, что проект то нерентабельный, в том числе и из-за кризиса. Осталась мелочь - расплатиться за кредит – с молотка пойдет имущество компании. Правда об этом мало кто сожалеет, народ-то заработал – на оборудовании, на проектировании, на кредитах. Таковы парадоксы кризиса – на автомобилистах можно заработать при любом раскладе.


Дмитрий Протасов