Автомобили марки «Бентли» были созданы бывшим кочегаром. Но стали символом роскоши и технического совершенства. За что их полюбили коронованные особы, воры, политики и спортсмены.
Из кочегаров в автопромышленники
Основатель знаменитой марки Бентли Уолтер Оуэн родился в 16 сентября 1888 году в лондонской многодетной семье. С детских лет его тянуло к технике и знаниям, но он был вынужден рано начать зарабатывать на хлеб. В 16 лет Уолтер поступил подмастерьем в железнодорожное депо, затем кочегаром на паровоз «Атлантик». Накопив денег он идет учиться на инженера в Клифтоновский колледж, совмещая учебу с мотогонками и работою. Дипломированным инженером он вместе со старшим братом Милнером Горацием создает фирму Bentley&Bentley по техническому обслуживанию такси. Набив руку на сервсие, братья берутся за торговлю и предпродажную подготовку французских автомобилей марки DPF.
Молодой Уолтер Бентли обладал колоссальной конструкторской сметкой – ему первому в мире пришла идея установить в двигатель алюминиевые поршни. Он лично перебирает двигатель серийного DPF и принимает участие в нескольких автогонках местного значения, в которых одерживает блестящую победу. Более того, автомобиль Бентли устанавливает рекорд скорости для своего класса, разогнавшись до 66,78 миль/час.
Успехи Уолтера Бентли в автоспорте прервала Первая Мировая война. Бентли призывают на службу Ее Величества. Благо, что среди военных чиновников нашлось несколько любителей автоспорта, которым было уже известно имя молодого инженера и автогонщика – Бентли доверяют создание авиационных двигателей. И он их создает, реализуя идею алюминиевых поршней. Двигатели получились очень удачными и им присваивают имя Bentley Rotary I и II.
По окончанию войны Бентли уходит с военной службы в чине лейтенанта и с немалой по тем временам премией в 9000 фунтов стерлингов. Все деньги Бентли вкладывает в производство собственных автомобилей и вместе с друзьями 18 января 1919 года создает новую компанию Bentley Motor.
Сколько мерить в литрах?
Первая машина Бентли увидела свет на на Лондонском автосалоне 1919 года. Это был крепкий автомобиль с четырехцилиндровым двигателем объемом 3 литра, позволявший развивать скорость в 120 км/ч. Однако в серию она пошла лишь спустя два года. Бентли решил не заморачиваться с названием и окрестил своего первенца по объему двигателя - «Bentley 3L». Автомобиль получился столь надежным, что Бентли давал на него пятилетнюю гарантию, недостижимую для многих автопроизводителей и до сих пор. Особыми изысками в дизайне первый и последующие «Бентли» особо не отличались. Впоследствии знаменитый Эттоpе Бугатти обозвал даже обозвал Уолтеpа Бентли «пpоизводителем cамых быcтpых в миpе гpузовиков», - саркастически посмеиваясь над прямолинейностью и грубоватостью форм автомобилей конкурента.
Чтобы доказать превосходство своих автомобилей Бентли решает выставить их в автогонках. Следуют успехи в Tourist Trophy, на 24-часовой гонке в Ле-Мане. Однако за славою коммерческий успех не последовал – в то время конкуренция на рынке скоростных автомобилей была колоссальная, а сами спортивные автомобили являлись предметом роскоши. От банкротства фирму Bentley Motor спас миллионер и автогонщик Вулф Барнато. Он финансировал фирму и лично принимал участие в соревнованиях. Его деньги и победы сделали свое дело – марка «Бентли» становится культовой настолько, что даже создается что-то вроде современного фан-клуба - гоночное братство Bentley Boys.
В 1926 году Бентли выпускает новую модель с тормозами на все колеса и 6,5-литровым мотором, развивающим 147 л.с.. Новинка также становится победителем в многочисленных гонках. Затем следует 4,5-двигатель. И снова успех! Помимо побед приходит долгожданное финансовое благополучие – в 1928 году продается 408 дорогих машин.
Увлечение литражом сыграло с Бентли злую шутку. В 1930 году, когда мир охватил кризис, он выпускает роскошный автомобиль с 8-литровым 225-сильным двигателем. Дорогой автомобиль не находит покупателей и за год компания вновь оказывается на грани банкротства. Новым владельцем Bentley Motor становится «Роллс-Ройс», давно точивший зуб на молодого конкурента, умудрявшегося продавать гораздо дороже автомобили такого же класса.
Под «Роллс-Ройсем»
«Роллс-Ройс» забрал фирму Бентли и пригласил его на работу правда, не позволив знаменитому автоконструктору реализовать собственный индивидуализм. В 1933 году появляется первый «Бентли», созданный совместно со специалистами Rolls-Royce - модель «3,5L», рекламировавшаяся как «бесшумный спортивный автомобиль». На этом все и закончилось следующие модели стали создаваться полностью на базе «Роллс-Ройсов» и Уолтер Бентли в 1935 году переходит на должность технического директора компании «Лагонда», собиравшей роскошные спортивные автомобили. Впоследствии «Лагонда» вошла в объединенную компанию «Астон Мартин-Лагонда», а разработанные Бентли 6-цилиндровые двигатели использовали на спортивных машинах «Астон Мартин» вплоть до 1960-х годов.
Без отца-основателя марка «Бентли» потеряла свою лицо и превратилась в младшего брата «Роллс-Ройса». Начиная с 1933 года, было выпущено семь сходных по конструкции и дизайну моделей, которые не без успеха продавались вплоть до 1952 года пока не был представлен спортивный двухдверный «Continental R», признанный современниками самым скоростным седаном в мире. Он развивал скорость 187 километров в час!
В 1955 году Bentley S стали полностью воспроизводить «Роллс-Ройсы». Например «Бентли S1» стал точной копией «Роллс-Ройс Silver Wraith». Ситуация несколько изменилась в начале 1980-х годов с выпуском автомобилей с турбонаддувом. На этот раз родство с «Роллс-Ройсом» пошло на пользу - модель «Mulsanne Turbo» была признана знатоками одним из лучших седанов в мире, которому под силу было тягаться даже появившемуся почти на 10 лет позже Mercedes-Benz 600SEL.
Успех вдохновил создателей «Бентли» и они решили вновь индивидуализировать знаменитую марку, чтобы она отличалась от «Роллс-Ройса». Памятуя о славе «Continental R» в 1990-х годах выводится несколько римейков «Континенталей»: «Continental-Azure», «Continental R», «Continental T». Все они отличаются роскошной отделкой мощными двигателями, агрессивным видом, сочетая элегантность и качества спорт-каров.
Британец немецких кровей
В конце XX века «Роллс-Ройс» как и весь британский автопром оказался в тяжелом положении. В итоге компания, поставляющая автомобили для коронованных особ была поделена между немцами: «Роллс-Ройс» достался «БМВ», а «Бентли» отошел «Фольксвагену». Несмотря на конкуренцию фольксвагеновский «Бентли» поначалу выпускался с узлами и агрегатами «БМВ». Причина в том, что на протяжении нескольких лет поставлял около 30% комплектующих для «Роллс-Ройсов». Лучшим примером тому служит «Bentley Arnage», оснащенный двигателем рабочим объемом 4.5 литра от моторостроителей «БМВ» и «Cosworth».
Первый истинно фольксвагеновский «Бентли» - EX Speed 8 дебютировал в 2001 году на детройском автосалоне. Спрос автомобили по настоящему вырос после появления в 2003 году купе Continental GT. Пришлось даже вводить в строй дополнительные производственные линии в Дрездене. Дела у «Бентли» пошли в гору и объемы продаж растут каждый год. По итогам первого полугодия 2007 года «Бентли» смогли догнать и обогнать своих прямых конкурентов: «Майбах» и «Роллс-Ройс», продав 5600 автомобилей. Топовой моделью «Бентли» является сегодня «Continental GT Speed», оснащенная 6-литровым двигателем, 12 цилиндров которого развивают мощность в 610 л.с. Максимальная скорость 326 км в час, а разгон до сотни составляет всего 4,5 секунд. Цена правда тоже впечатляет – в Европе от 275 тысяч долларов в стандартной комплектации.
Цена славы
На рост продаж в немалой степени повлиял интерес к легендарной марки самых богатых россиян. В России зарегистрировано более 1300 «Бентли». Уникальной машиной активно заинтересовались не только олигархи, но и профессиональные угонщики. Этим летом «Бентли» угоняли чуть ли не ежедневно. Милиция ломает голову кому может придти в голову угнать автомобиль каждая деталь которого имеет собственный идентификационный номер. Вполне возможен «Бентли» уводят на заказ и перегоняют в полностью подконтрольные регионы страны или через дырки на границы в странах, где законы практически не работают – например в Туркменистан, Афганистан, Ирак, Иран. Другого объяснения бесследного исчезновения роскошных иномарок пока нет. Однако преступники гоняются пока не за самыми дорогими моделями. Самым дорогим «Бентли» является «Бентли Блоуер»1931 года выпуска, проданный на аукционе по продаже раритетных автомобилей в Калифорнее за 4,51 млн.. Со временем обретет цену и подаренный фирмой «Бентли» королеве Великобритании Елизавете II машину, которая оснащена специальными задними дверями, благодаря которым коронованная особа может выходить из автомобиля, не нагибаясь. Если его конечно не угонят.
Дмитрий Протасов, Ставрополь
Братство блогов
http://litemoney.blogspot.com/
http://stavrkompra.blogspot.com/
http://russdom.blogspot.com/
http://russoturisto.blogspot.com/
http://stuchka.blogspot.com/
http://blogs.mail.ru/mail/rex711/
http://rex711.blogspot.com/
http://litemoney.blogspot.com/
http://stavrkompra.blogspot.com/
http://russdom.blogspot.com/
http://russoturisto.blogspot.com/
http://stuchka.blogspot.com/
http://blogs.mail.ru/mail/rex711/
http://rex711.blogspot.com/