«БМВ»: роскошный ровесник русской революции
В России с 1917 года строили социализм, а в Германии создавали уникальные инженерные конструкции под маркой «БМВ». Сначала были авиадвигатели и мотоциклы, а последние 80 лет славу компании куют одни из лучших автомобилей мира.Первым делом, первым делом самолеты
В далеком 1913 году, когда Российская Империя переживала эпоху расцвета, сын изобретателя четырехтактного двигателя внутреннего сгорания Николауса Отто, Густав Отто и его товарищ Карл Рапп, на краю Мюнхена создали две небольших фирмы, занимавшихся производством моторов для самолетов. Компания Раппа производила большую часть комплектующих, а фирма Отто – выполняла окончательную сборку. Начавшая Первая Мировая война вызвала большой спрос на продукцию и в 1917 году было решено объединить фирмы в одну. Так и родился знаменитый брэнд «БМВ» - Bayerische Motoren Werke ( Баварские моторные заводы, BMW). А символом компании становится знак, символизирующий крутящийся пропеллер, который и по сей день украшает автомобили из Мюнхена.
За время военных действий компания превратилась в серьезного производителя, однако окончательные итоги Первой мировой для мюнхенских моторостроителей все же чуть не обернулась крахом – проигравшей Германии по Версальскому договору запретили создавать авиадвигатели, а недавно отстроенные заводы компании в результате бомбежек превратились в руины. Все пришлось начинать с нуля. Интересно, что в тот период даже стоял вопрос временного размещения производства авиадвигателей в молодую социалистическую Россию. Но в результате баварцы решили выпускать мотоциклы.
Компанию от краха буквально спас молодой инженер Макс Фриц. За пять недель он создал первый мотоцикл «БМВ» - R32 и в 1923 году запустил его в производство. На Парижском автосалоне назвали R32 технической сенсацией. Мотоцикл имел оппозитный двигатель и карданную передачу, принцип которой применяется до сих пор на мотоциклах BMW. На нем были установлены многочисленные рекорды.
В Мюнхене понимали, что на мотоциклах далеко не уедешь и продолжали разрабатывать авиадвигатели в ожидании срока запрета на их производство. Во второй половине 1920-х годов «БМВ» стремительно возвращает утраченные позиции в моторостроении – авиадвигатели поставляются во многие страны, в том числе и в СССР. Успеху баварских моторов во многом послужили их уникальные технические характеристики, благодаря которым самолеты, оснащенные двигателями БМВ установили многочисленные мировые рекорды. Только в 1927 году из 87 мировых авиарекордов 29 принадлежало моторам БМВ. Кстати и многие советские авиационные рекорды «сталинских соколов» 1930-х годов также были обязаны немецким моторам.
Автомобили – дело третье
Только в 1928 году компания «БМВ» обратила свое внимание на автопром, как на третье направление своей деятельности. Вначале был приобретен завод обанкротившегося Хайнриха Эрхарда, производивший в Тюрингии большие автомобили «Вартбург» и маленькие «Дикси», являвшиеся лицензионной версией английского «Остин 7». Малолитражка «Дикси» с начинкой «БМВ» настолько понравилась покупателям, что в 1930-х годах оказалась самым популярным автомобилем Европы.
Первой настоящей автомашиной «БМВ» стала модель 3/20 образца 1932 года. В 1933 выходит новая, 303 модель. Именно на 303-й был впервые использован фирменный элемент дизайна автомобилей «БМВ» - характерная решетка радиатора, прозванная ноздрями. Традиционным стал и шестицилиндровый баварский мотор.
К 1934 году компания «БМВ» разрослась настолько, что было решено подразделение авиационных моторов выделить в независимое отделение «BMW Flugmotorenbau GmbH». Первой разработкой которой был, основанный на дизайне «Pratt & Whitney» радиальный двигатель BMW 132. Затем последовала серия двигателей, использовавшихся в производстве самолетов для гитлеровских «Люфтваффе».
До начала Второй Мировой войны «БМВ» выпускает целый ряд триумфальных моделей автомобилей, мотоциклов и авиамоторов, на которых было установлено большое количество рекордов скорости и одержано множество побед гонках. К примеру до сих пор считается легендой роадстер с индексом 328, воплотивший множество технических новинок: шестицилиндровый двигатель с головкой блока из легких сплавов, новая система клапанного механизма со штангами.
Первые ракеты и повторение истории
С началом войны все усилия компании «БМВ» были сосредоточены на производство военной техники. Выпуск автомобилей был приостановлен. Инженеры «БМВ» по личным указаниям Гитлера и Геринга в течение всей войны, кроме производства традиционных авиадвигателей вели активную разработку реактивных двигателей и ракет, заочно соревнуясь с советскими коллегами. Уже в 1943 году первый в мире самолет с реактивным двигателем совершает испытательные полеты, а в 1944 году запускается в серийное производство. Одновременно «БМВ» проводит испытания военных ракет в Басдорфе и Цюльсдорфе. Однако ракетам «БМВ» не суждено было стать оружием возмездия – советские войска успели к тому времени переломить ход войны.
К концу Второй Мировой войны заводы «БМВ» снова лежали в руинах. Фабрики в Басдорфе и Цюльсдорфе, Дюррерхофе потеряны, завод в Мюнхене демонтирован англичанами, а мощности предприятия в Айзенахе частично были вывезены в СССР . Победившие союзники вводят трехлетний мораторий на производство, поскольку компания участвовала в поставках авиадвигателей и ракет. И вновь, как четверть века назад, «БМВ» приходится искать пути спасения.
От краха компанию опять спасли мотоциклы: сначала одноцилиндровый R 24, а затем двухцилиндровый R 51/2. Почти пятая часть выпускаемых мотоциклов уходило на экспорт. В 1951 году «БМВ» при поддержке Немецкого национального банка возвращается в автопром и приступает к выпуску модели 501 класса «люкс», но ее производство оборачивается финансовым крахом. Новые модели немного улучшают продажи, но общая картина не меняется - дело доходит до вопроса о продаже компании основному конкуренту – концерну «Даймлер Бенц». В 1959 году держатель основного пакета акций Герберт Квант после долгих колебаний все-таки решается вести фирму по собственному пути, опираясь на мотоциклы, авиамоторы и новые разработки автомобилей.
Новый класс автомобилей
Надежду на возрождение в 1962 году принесла модель 1500 - предтеча нового класса компактных спортивно-туристических автомобилей, а также ее более мощные версии. До 1971 года было выпущено более 150 тысяч этих автомобилей. Выйдя из кризиса, компания продала отделения занимавшееся производством авиамоторов и полностью сосредоточила усилия на мотоциклах и автомобилях. «БМВ» делает ставку на ходовые качества, изрядную долю роскоши, спортивный характер и максимальный комфорт для водителя – качества которые до этого были не доступны для массовых автомобилей.
В 1966 году свет увидела двухдверная версия модели 1600, ставшей основой серии 3, а в 1972 в год мюнхенских Олимпийских игр выпускается первая модель 5-й серии. Свою лепту в успех внесла и модель BMW 2002 Turbo - первым в мире автомобиль массового производства с турбодвигателем.
«БМВ», окончательно вернувшись на пьедестал автопрома, берется и за разработку роскошных седанов класса «люкс», запуская в 1977 году самую престижную и поныне 7-ю серию. Наступает золотое время «БМВ». За период с 1970 по 1993 год обороты компании выросли в 18 раз, производство автомобилей увеличилось в четыре раза, а мотоциклов - в три. По всему миру открываются производственные и торговые подразделения «БМВ», тесня американских и японских производителей.
В 1990-х годах баварцы прирастают и за счет других прославленных марок, не сумевших самостоятельно выжить в условиях жесткой конкуренции: «Ровер», «Роллс-Ройс» обретают не только немецкий акцент, но и множество узлов, поставляемых из Германии. Кроме этого, БМВ возвращает себе и славу создателя авиадвигателей в виде дочерней компании «BMW Rolls-Royce GmbH», получившей в 1993 году первые большие заказы. К началу 21-го века мюнхенская компания прочно занимает положения законодателя автомобильной моды и становится объектом для подражания другими производителями.
Лучшее, конечно впереди…
Сегодня «БМВ» обладает одной из самой широкой линейкой выпускаемых автомобилей: «Мини», 1-я, 3-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я серии, уникальные в своем роде машины любителей активного отдыха и комфорта седанов высшего класса Х3 и Х5, умопомрачительные родстеры и купе серии Z и М. В наступившем, 2008-м году, состоится очередная премьера 8-й серии, заявленные характеристики которой просто потрясают.
Однако все самые интересные разработки мюнхенских автоинженеров еще впереди – конкуренция только подстегивает производителей. Но мы можем констатировать тот факт, что компания, созданная в год изменивший судьбу России, пережив взлеты и падения, завоевала всю планету. А мировая революция, победу которой прочили большевики, так и не состоялась. «БМВ» одержала победу и в России – несмотря на высокую стоимость автомобили этой фирмы раскупаются у нас как горячие пирожки. Более того, теперь и наши рабочие собирают немецкие автомобили. На калининградском предприятии «Автотор», начиная с 1999 года собрано уже более 20 тысяч автомобилей. То ли еще будет…
Братство блогов
http://litemoney.blogspot.com/
http://stavrkompra.blogspot.com/
http://russdom.blogspot.com/
http://russoturisto.blogspot.com/
http://stuchka.blogspot.com/
http://blogs.mail.ru/mail/rex711/
http://rex711.blogspot.com/