понедельник, 18 февраля 2008 г.

Автосалоны, автолюбители и Закон «О защите прав потребителей»: цыплят по осени считают

В прошедшем 2007 году депутаты Государственной Думы России приняли немало законов, касающихся жизни автолюбителей. Самыми значительными из них стали поправки к Кодексу об административных нарушениях, увеличивающие размеры штрафов за нарушения ПДД, а также поправки к Закону о «Защите прав потребителей», расширяющие права покупателей новых автомобилей. Если к новым штрафам мы уже приноровились, то обновленные нормы потребительского права только осваиваем. А в них есть немало интересного.

Согласно новым нормам, покупатель теперь вправе вернуть автомобиль продавцу в течение 15 суток после приобретения либо потребовать вернуть ему деньги в случае, если в товаре обнаружились не только явные дефекты, но и, по мнению покупателя, те или иные недостатки. Кроме того, автомобиль можно будет вернуть или обменять, если в течение каждого гарантийного года машина находилась в автосервисах суммарно более 30 суток. При этом срок гарантийного ремонта не может превышать 45 суток, если это правило нарушается, автовладелец имеет право получить компенсацию. Теперь каждый день проволочки на сервисе грозит продавцам впоследствии серьезными убытками.
Раньше вернуть машину либо забрать деньги, возможно, было лишь при доказательстве наличия «существенных недостатков». Доказать, что недостаток существенный было очень сложно – требовалась экспертиза, продавец представлял, как правило, «нужное» заключение производителя и т.д. Поэтому автосалоны только в исключительных случаях, после многочисленных судебных заседаний, возвращали деньги либо предоставляли новую машину.
Ключевыми во взаимоотношениях покупателя с автосалоном стали не только четко указанные сроки ремонта, определяющие машину как некачественную, но и понятие «недостатков по мнению покупателя». Вот в них-то и собака зарыта. Покупателю в течение 15 дней достаточно указать на кажущиеся недостатки, даже малейшие, чтобы закрутить процесс. Вот это и внушает определенную долю тревоги продавцам автомобилей. Например, перегорела лампочка или обнаружится скол – у потребителя появляется полное право предъявлять свои требования. Даже родился новый термин «потребительский экстремизм», означающий чрезмерное использование своих прав, а по Интернету уже гуляет предложение о приобретении инструкции на тему «Как нажиться за счет автосалона».
Свой отпечаток накладывает и порядок, определяющий процедуру проведения экспертизы на соответствие заявленным характеристикам покупки действительности. В случае спора закон возлагает обязанность ее проведения на продавца или импортера и за его счет. Потребитель вправе присутствовать при ее проведении и в случае несогласия с результатами оспорить заключение в судебном порядке.
Больше всего переживают руководители автосалонов, предлагающие не славящиеся особым качеством автомобили российского и китайского производства. Ведь именно у них больше всего отказов. А вот продавцы надежных машин спокойны, ведь определение недостатка новой машины, кроме мнения покупателя учитывает и преамбулу Закона «недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или при отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям». Другими словами, если узлы и агрегата автомобиля удовлетворяют техническим стандартам, то мнение покупателя будет вторичным. Тем самым блокируется пресловутый «потребительский экстремизм».
Тем не менее, массового возврата автомобилей по краю не наблюдается. Сказывается дефицит на автомобили и томительное многомесячное ожидание заказанной машины. Покупателю гораздо проще заменить за счет автосалона ту же лампочку, тем вступать с ним в долгие и тяжкие споры. Кроме этого, возвращая машину в автосалон, покупателю придется переделывать документы связанные с регистрацией, постановкой на учет, оформлением ОСАГО и снова терять время и деньги. Правда, закон больше не дает спекулировать автосалонам на ожидании заказанного автомобиля - теперь за нарушение срока поставки покупатель имеет право требовать компенсации 0,5% в день от суммы предоплаты.
Нынешнее спокойствие весьма обманчиво. Волна претензий ожидается к осени наступившего года, когда граждане, купившие «невезучие» машины, намучившись с ними в автосервисах больше установленного срока, да вооружившись новыми нормами, начнут отстаивать свои права. Отговорки типа «запчасти еще не привезли» уже ведь больше не действуют – кто там, в чем виноват, разбирайтесь сами. Возврат или обмен машины будет означать для автосалонов потерю 10-25% стоимости автомобиля. Упираться вплоть до судебных разбирательств может оказаться еще дороже, ведь в случае победы потребителя суд может взыскать неустойку в размере 1% от цены за каждый день просрочки со времени предъявления претензии. Так что, кто знает, может число предприятий и предпринимателей, торгующих в крае новыми автомобилями, и поубавится. Цыплят по осени считают…


Не знаешь как заработать на машину? Читай полезный блог http://litemoney.blogspot.com/ и ты научишься:
- писать платные посты в своем блоге и сообществе
- создавать сайты и интернеты-магазины
- инвестировать в ПИФы и ценные бумаги

Кроме этого на сайте ты прочтешь про великие финансовые аферы и про судьбы миллионеров типа Рокфеллера