суббота, 20 сентября 2008 г.

ФИАТ (FIAT) Джованни Аньелли – символы Италии

Мой блог в основном посвящен тому, как лучше и побольше заработать в Интернете. Но я также пишу вообще на тему заработка, инвестиций. Еще пишу про спорт и автомобили. Вот одна из таких статей. Тем кто хочет заработать в этой жизни побольше рекомендую почитать в ней речь об одной из самой богатых семей в мире. Но ее главная заслуга - развитие европейского и отчасти совестского, а ныне российского автопрома.

Как всегда перепечатка разрешается с указанием первоисточника http://litemoney.blogspot.com/.

Джованни Аньелли – символы Италии
Италия подарила немало славных имен, вписанных золотыми буквами в историю мирового автопрома: братья Мазерати, Энцо Феррари, Винченцо Лянча, Эторе Бугатти. Но куда гораздо больший, чем все остальные вклад в развитие автоиндустрии внесло два человека с одинаковым именем: дед и внук Джованни Аньелли. Именно благодаря им «ФИАТ» стал не только самой могущественной итальянской компанией, но и символом Италии XX века.

Юрист-каваллерист
Основатель автомобильной династии Джованни Аньелли-старший родился 13 августа 1866 года в родовитой туринской семье. Джованни прочили карьеру военного, но отслужив восемь лет в кавалерии, он подал в отставку, получил юридическое образование и решил посвятить себя предпринимательству.
В ту пору автомобилестроение только зарождалось и Аньелли, наблюдая за первыми самобеглыми колясками, понял, что будущее именно за автомобилями. Джованни Аньелли понадобилось несколько лет, чтобы найти партнеров по невиданному тогда делу и убедить банкиров вложить средства в новое предприятия, прежде чем 11 июля 1899 года в Турине было основано «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» («Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino») известное сегодня как «ФИАТ» (FIAT).
Аньелли превосходно разбирался в бизнесе, лошадях и техники, и в людях. Именно он заприметил в 19-летнем бухгалтере конструкторской фирмы братьев Чейрано гениального инженера-самоучку Винченцо Лянча, который совмещал работу над гроссбухами и труд автомеханика. Аньелли был впечатлен скрупулезными отчетами, в которых Лянча указывал на конструкторские недостатки. Аньелли оценил первую машину братьев Чейрано и предложил партнерам по «ФИАТу» выкупить мастерские и привлечь Лянчу к совместной работе. В 1900 году в Турине на базе мастерских и открылся первый завод «ФИАТа».
Джованни Аньелли с энтузиазмом брался за все направления – от маркетинга до испытания автомобилей в автогонках, везде проявляя недюжинные способности. И в итоге в 1902 году фактически он взял управление предприятием в свои руки.
Подлинный рывок «ФИАТа» начинается в 1903 году, когда в Италии отменили тарифы на импортную сталь. Джованни Аньелли предложил компаньонам взяться за производство не только легковых автомобилей, но и автобусов, грузовиков, трамваев, двигателей для самолетов и морских судов. Под каждое направление создавалось специализированное предприятие. Деловая хватка Аньелли и познания в области права позволили вести дела таким образом, что он постепенно стал одним из основных владельцем активов «ФИАТа». Такой поворот дел в итоге привел к скандалу 1908 года, когда его обвинили в целом ряде экономических махинаций и обмане партнеров.

Для кого - война, для «ФИАТа» - мать родна
Несмотря на скандалы, Аньелли упорно развивал не только производство автомобилей, но и смежные сферы, включая выпуск оружия. В 1911 году Италия объявила войну Турции и вскоре завоевала Ливию. Тут «ФИАТ» и пришелся как раз, кстати со своими грузовиками, самолетами, винтовками, пулеметами, став поставщиком итальянской армии. Затем грянула Первая Мировая война и на компанию буквально обрушился золотой дождь – «ФИАТ» всю продукцию поставлял на монопольных условиях. Более того, Аньелли добился для города Турина статуса военной зоны, зоны военной операции и вытекающих отсюда налоговых льгот и государственных субсидий. Хотя на северо-западе Италии никаких военных действий не было и в помине.
«Удачному» стечению обстоятельств, в результате которых «ФИАТ» стал основным поставщиком итальянской армии, в немалой степени способствовала женитьба Аньелли на дочери адмирала Боселли, подарившей ему сына и дочь.
Аньелли с компаньонами отлично понимал, что война когда-нибудь закончится, и народу нужны будут недорогие автомобили. За основу был взят опыт Генри Форда, автомобили которого успели к тому времени покорить дороги США.
Руководство «ФИАТа» стремилось создать надежный и простой в управлении автомобиль, воплотивший в себя последние достижения техники. Несмотря на выпуск военной продукции «ФИАТ» сумел обновить модельный ряд выпускаемых автомобилей. Новые модели были оснащены сенсационными тогда аккумуляторами и запатентованной компанией карданной трансмиссией.
Однако все требовалось поставить на поток. Поэтому еще во время военных действий на «ФИАТе» приступают к строительству грандиозного современного предприятия. Автомобильным сердцем «ФИАТа» было решено сделать новый завод «Линготто», возводившийся с 1916 по 1922 год. Это был крупнейший в Европе завод, располагавшийся на пяти этажах, на крыше которого находилась грандиозная испытательная площадка, включавшая в себя километровую трассу.
Интересно, что «Линготто» во многом напоминает построенный в 1914 году фабричный комплекс «Хайлэнд-парк» также с испытательным комплексом на крыше. До сих пор в некоторых учебниках по архитектуре в разделе посвященного промышленному модернизму начала XX века фотографии «Хайлэнд-парка» и «Линготто» помещают по соседству.

Расплата за триумф
Первая мировая война вывела «ФИАТ» не только в лидеры итальянского автомобилестроения, но и позволила стать в 1919 году крупнейшей компанией страны. Казалось бы, ничего не угрожало блестящему будущему самой компании и Джованни Аньелли лично. Но до Италии докатилась волна революционных выступлений пролетариата, центром которых стал прпомышленный Турин. Лидеры итальянских коммунистов Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти подняли рабочих и захватили предприятия «ФИАТа» в свои руки под предлогом создания фабрично-заводских советов.
Восставшие рабочие предложили Аньелли добровольно расстаться с собственностью и он покинул «ФИАТ». Деятельность компании оказалась парализованной, часть производственных мощностей было разрушено. Через некоторое время пролетарии попросили Аньелли вновь возглавить предприятие.
Все только вернулось на круги своя, как политика снова внесла свои коррективы. В 1922 году власть в Италии оказалась в руках Муссолини, к которому Джованни Аньелли относился пренебрежительно. Он даже запретил жене покупать внукам черные форменные рубашки, которые носила фашистская молодежь. На всякий случай Аньелли советовал, если фашисты придут в дом, окунуть пару-тройку белых рубашек в чернила: поскольку был уверен, что история скоро выбросит на помойку и фашистов, и черные рубашки.
Взаимоотношения «ФИАТА» и режима Муссолини строились непросто: каждая сторона стремилась извлечь выгоду для себя. Дуче понимал, что без «ФИАТа», крупнейшей компании страны, будет трудно осуществить программу индустриализации. Аньелли в свою очередь как настоящий бизнесмен извлекал, пользу от преобразований Муссолини. Дуче, как и Адольф Гитлер, во всю строил хорошие дороги, превращая миллионы итальянских крестьян и рабочих в потенциальных клиентов «ФИАТа». На что Аньелли ответил разработкой модели «F-500 Toppolino», выпускавшейся с 1935 по 1955 годы практически без модернизации. Этот маленький автомобильчик оказался столь удачным, что даже фашистская Германия приобрела лицензию на его производство. «Toppolino» или «мышонок» при очень низкой цене принес много прогрессивных решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная коробка передач.
Судьба жестко отплатила Аньелли за успех в бизнесе. В 1935 году, гидросамолет в котором летел его сын Эдоардо неожиданно свалился в штопор и разбился о волны. Чуть позже в автомобильной аварии погибла невестка Аньелли - Вирджиния Де Бурбон одна из красивейших женщин того времени.
Осиротевших внуков, трех сыновей и четырех дочерей Джованни взял на свое попечение и решил воспитать по своему образу и подобию. Особые надежды он возлагал на Джованни-младшего, названного в честь деда.

Между двух огней
Конфликт в Испании, затем Вторая Мировая война принесла «ФИАТу» огромные заказы на поставку военной техники. Аньелли, действуя во благо предприятия и сотрудничая с фашисткой партией вместе с тем, умудрялся оказывать помощь итальянскому сопротивлению. Тем не менее, работа на два лагеря не спасла «ФИАТ». В 1943 году режим Муссолини пал. Немцы оккупировали север Италии, а союзники принялись бомбить производственные корпуса предприятия.
Немцы, вчерашние друзья жестоко обошлись с «ФИАТом» и в 1944 году вывезли значительную часть оборудования. К окончанию Второй Мировой предприятие Аньелли оказалось на грани краха, но надо отдать должное Джованни – он не бросил на произвол судьбы собственных и рабочих и в самые трудные дни раздавал им бесплатно продукты, обувь, одежду и другие необходимые для жизни вещи, включая даже дрова.
После освобождения Италии имя Джованни Аньелли союзники по антигитлеровской коалиции поставили первым в списке итальянских предпринимателей, готовых к сотрудничеству. Однако итальянские коммунисты посчитали по другому - в 1945 году Комитет национального освобождения от контроля, обвинив Аньелли в сотрудничестве с режимом Муссолини, второй раз лишил его собственного предприятия. Отойдя от дел, Джованни Аньелли скончался 16 декабря 1945 года, оставив за собой звание самого выдающегося предпринимателя Италии первой половины XX века.

Внук за деда
Джованни Аньелли, любимец и надежда деда, в 1945 году был слишком молод, чтобы возглавить «ФИАТ». Да и к тому же не особенно желал заниматься семейным делом – в свои 24 года ему пришлось немало повидать – сначала повоевать на Восточном фронте против Красной Армии, а затем бить немцев в рядах сопротивления. Аньелли-младший хотел брать от жизни все самое веселое, что он с успехом проделывал два десятка лет. Позднее он признался: «Я вернулся с войны и хотел наслаждаться жизнью. Работал я тогда мало, и хотя следил за делами, они не захватывали меня целиком».
Наслаждался жизнью Аньелли на всю катушку - его увлечениями были светские вечера, дорогие автомобили, яхты и футбол. Он считался самым главным плейбоем Италии тех времен. Ему удалось жениться на принцессе, соблазнить бывшую жену Черчилля-младшего, даже чета Кеннеди в 1963 году удостоила аудиенции сеньора Аньелли. Любимой его игрушкой был футбол – он управлял прославленным клубом «Ювентус», которым, кстати, семья Аньелли владеет до сих пор.
Семейный автобизнес Джованни Аньелли-младший возглавил лишь в 1966 после того как управляя любимым «Феррари», попал в аварию, стоившую перелома обеих ног. Он начал с модернизации производства и оптимизации расходов, внедрения в производство новых моделей «ФИТАа». Особенно удалось Джованни модель «ФИАТ-124» - прообраз вазовской копейки. Этот автомобиль в 1967 году был признан в Европе автомобилем года. Позже его копировали и в Советском Союзе, и в Корее и еще в нескольких странах.
Автомобилями собственной марки Джованни решил не ограничиваться и стал
агрессивно подминать под себя весь итальянский автопром. Одни за одним пали «Лянча», «Аутобьянки», «Ивекко», «Феррари», «Альфа Ромео» и наконец «Мазерати».
Попутно клан Аньелли под руководство Джованни раскинул свои щупальца и на другие сферы бизнеса, в т.ч. и далеко за пределами Италии: энергетические и телекоммуникационные компании, банки, издательства, спортивные клубы, виноделие, агроиндустрия, производство оборудования различного назначения, автозаправки «Аджип», гостиница, страховые компании, авикомпания, целлюлюзно-бумажный комбинат. Легче сказать, за что не брался сеньор Аньелли. Практически все ему удавалось, и почти все на свете он мог купить. Он даже однажды признался: «Я люблю ветер за то, что его нельзя купить».
За 30 лет руководства «ФИАТом» влияние Джованни Аньелли на политику и экономику возросло настолько, что его удостоили всеми возможными и невозможными титулами главный из которых «Пожизненный сенатор».

Злой рок семьи Аньелли
Колоссальные успехи Джованни Аньелли не раз сопровождались громкими скандалами и кризисными ситуациями, включая до массовых забастовок рабочих и антикоррупционных разбирательств. Со всеми этими процессами Аньелли превосходно справлялся, где используя связи, где финансовый ресурс семейного бизнеса. А вот справиться с судьбою королю бизнеса не удалось.
Сын брата, Джованни Альберто, которого считали официальным наследником империи, сначала потерял дочку, а потом на пике карьеры умер в 1997 году от рака кишечника. Через три года единственный сын владельца «ФИАТа», Эдоардо в возрасте 46 лет покончил жизнь самоубийством, бросившись с 80-метрового моста. После смерти племянника Джованни Аньелли был вынужден оставаться на посту рулевого «ФИАТа» в должности почетного Президента вплоть до своей смерти 24 января 2003 года. Сменивший Аньелли-младшего брат Умберто также смог поруководить компанией чуть больше года, пока его не настигла смерть от рака.

Аньелли и Россия
Оба Джованни Аньелли оказали влияние на российский, а впоследствии и советский автопром. При Джованни-старшем уже в 1912 году в Москве было открыто первое дочернее предприятие «ФИАТа» по изготовлению автомобилей и запчастей. Первым, будто бы советским автомобилем, увидевшим свет на параде 7 ноября 1924 года стал грузовик «АМО-Ф-15,» не что иное как «ФИАТ-15». В начале 1930-х годов «ФИАТ» построил в Киеве завод по производству подшипников. Позже «ФИАТ-600» стал прообразом горбатого «запорожца». Вклад внука Аньелли в советский автопром оказался более значительным. При нем «ФИАТ» взялся за создание Волжского автозавода и менее чем за три года смог построить в СССР современное предприятие, способное выпускать 660 тыс. автомобилей в год. Вместе с производственными мощностями советское правительство приобрело и лицензии на выпуск нескольких моделей «ФИАТа», которые до сих пор колесят по российским дорогам: «Фиат-124» воспроизведен в «ВАЗ-2101», а слегка модернизированный «ФИАТ-126» мы знаем как вазовскую «шестерку».
Аньелли-младший в отношениях с Советским Союзом полностью проявил деловую манеру знаменитого деда, сочетая бизнес и политику, не брезгуя ничем. На Западе было несколько публикаций, в которых утверждалось, что со всех платежей, которые шли из Советского Союза какие-то проценты отчислялись в кассу коммунистической партии Италии. Это при том, что его дед активно сотрудничал с фашистским режимом Муссолини!
Дружба с Советским Союзом и спонсорство итальянских коммунистов было для Аньелли не более чем коммерческим расчетом. В 1970-х годах Аньелли-младший стал символом сближения Запада и Востока, не раз участвуя в закулисных политических переговорах. «Мой дед не был фашистом, но и не относил себя к коммунистам, - говорил Джовании Аньелли. - Он стремился оставаться над идеологией, и им двигало одно стремление - не дать погибнуть производству, погибнуть делу всей его жизни».
В одной из книг о Джованни Аньелли упоминается весьма показательный эпизод его поездки в СССР в составе парламентской делегации, будто бы Хрущев отвел его в сторону со словами: «Политики приходят и уходят, а Вы будете всегда».
Политическая активность Аньелли однажды даже спасла «ФИАТ» от неминуемого казалось бы краха. В конце 1970-х годов, Концерн переживал тяжелые времена и был на пороге банкротства, не выдерживая конкуренции с японскими и французскими автомобилями. Требовались колоссальные инвестиции в производство новых моделей. Акции «ФИАТа» стремительно падали в цене, их дальнейшее обесценивали могло стать финальной точкой в истории империи Аньелли. Джованни Аньелли не собирался сдаваться и в критический момент встретился с советским руководством.
По странному стечению обстоятельств вскорости после визита в Москву Правительство Ливийской Джамахирии во главе с полковником Каддафи вдруг решило приобрести большой пакет долю Концерна. Известие об этом взвинтило стоимость акций «ФИАТа» в несколько раз – компания была спасена.

Наследие великих
Сегодня общая стоимость активов семейства Аньелли, созданных в основном стараниями двух Джованни Аньелли оценивается в сумму более чем 100 миллиардов долларов. На предприятиях холдинга «ФИАТ» по всему миру работает более 160 тыс. человек. Предприятия, контролируемые семьей, создают до 5% ВВП Италии. Правда в семье Аньелли пока нет столь талантливых предпринимателей как дед и внук Джованни. Только в 2006 год «ФИАТ» смог выбраться из глубочайшего кризиса при помощи Серджио Марчьонне. Дела были столь плохи, что в 2004 году семья Аньелли всерьез подумывала о закрытии автомобильного отделения и распродаже активов.
Приход нового руководителя буквально спас «ФИАТ» от верной гибели. Новые модели «Панда» и «Пунто» стали бестселлерами европейского рынка. И теперь будущее холдинга выглядит вполне оптимистичным.
Надолго обосновался «ФИАТ» и в России, создав с российское компанией «Соллерс» (бывшее ОАО «Северсталь-авто») совместные предприятия по выпуску автомобилей, а также по продаже машин знаменитого брэнда, основанного более 100 лет назад великим Джованни Аньелли, успех которого преумножил не менее знаменитый внук.

читать еще:
О миллиардерах либо их статьи.

Непосредственно по теме заработка в интернете

Для продвижения сайтов, блогов
Сервисы закладок. Все русскоязычные сервисы закладок. Что это такое и чем они полезны