понедельник, 22 декабря 2008 г.

Что год грядущий готовит нам?


Сатья одного из авторов блога в бумажный журнал. Но сначала выходит в нашем блоге. И в полной, а не урезанной версии. Так как дела журнальные таковы могут что-то урезать, сократить и т.п.

Спасти автопром и автолюбителей
2008-й год начинался весьма оптимистично для автопрома и автолюбителей – банки охотно предоставляли кредиты, открывались все новые и новые автосалоны. Стремительно росли продажи автомобилей практически всех марок. А потом наступил экономический кризис. Новости о рецессии за океаном нас мало тревожили, пока звонок не прозвенел в России. В ноябре стало очевидно, что финансовый кризис превратился в экономический и напрямую затронул интересы автолюбителей. И похоже, что достойного выхода из ситуации в течение ближайших месяцев не предвидится. Масла в огонь добавили ряд решений нашего правительства, которые однозначно оценить пока весьма трудно.

Критические дни южного автопрома
То, что продажи в некоторых автосалонах упали в разы, а в некоторых приблизились к нулю – еще полбеды, хуже, что тысячи наших земляков, занятых в автопроме оказались без работы. К примеру, сотни человек были вынуждены сократить наши ставропольские предприятия: завод автоприцепов, завод поршневых колец. Идут сокращения на Таганрогском автозаводе, испытывает проблемы со своевременной выплатой заработной платы Концерн «Цитрон» - один из ведущих в России производителей и поставщиков автозапчастей. Это только верхушка. В среднем считается, что с автопромом, выпуском автомобилей, их обслуживанием, эксплуатацией связано 8-10% трудоспособного населения страны.
Заметно упали продажи не только в автосалонах, но и на вторичном рынке. Профессиональные продавцы на авторынках откровенно скучают, хотя в октябре они надеялись, что после того как банки приостановили автокредитование – народ ринется на авторынок. Этого не произошло. Более того, в конце года над перекупщиками и перегонщиками надвинулась настоящая буря в виде постановления Правительства России существенно повышающая пошлины на ввозимые автомобили. 15 декабря по этому поводу даже состоялась всероссийская акция протеста. Больше других протестовал Дальний Восток, где сотни тысяч людей связаны с поставкой в Россию бэушных японцев.
На Юге активнее всего проявили свою гражданскую позицию автолюбители Краснодарского края. Ставропольцы молчали. Но как заявляют активисты автомобильного движения, на этом протесты не закончатся – подобные акции запланированы и на 2009 год.

Кого спасаем?
Повышение пошлин введено под благим предлогом - спасение отечественного автопрома. Однако зададимся вопросом кого спасать? Дело не в личных пристрастиях, и даже не в качестве. Дело в экономике. Аналитики из агентства «Автостат» в декабре обнародовали весьма показательные данные, исследовав производительность труда в различных стран мира. Оказалось, что на одного работника российского автопрома приходится порядка 2,5 автомобилей. При этом в Европе на одного работника приходится 9 машин, в США 11,3, а в Японии и вовсе 16 автомобилей. Нас обошли даже Китай, Турция и Индонезия. Меньшая производительность труда только в Египте.
При этом наши автогиганты не стремятся вкладываться в научно-технические разработки, а пользуются чужими устаревшими технологиями. Последним примером служит «Волга» «Сайбер», для производства которой в США были закуплены и чертежи и технологическое оборудование. В итоге нам остаются доступными менее экономичные, менее надежные автомобили, чем выпускают мировые лидеры.
Одним введением таможенных пошлин Правительство России не ограничилось. Автопроизводителям вслед за банками были открыты кредитные линии, а перед этим государство пошло на другую уступку, отказавшись на запланированный ранее переход к европейским стандартам качества топлива и экологии под предлогам, что наши нефтеперегонные заводы не успеют перестроиться.
Меж тем, если верить официальным сведениям, бензин у нас в крае хреновый. От 30 до 40 процентов реализуемого в Южном Федеральном округе автомобильного топлива не соответствует стандартам качества. Такие данные, полученные в результате проверок обнародовало управление Ростехрегулирования по ЮФО. Не отвечают требованиям примерно 35 процентов проверенного топлива. Разброс по несоответствию велик: от 7 процентов некачественных проб в КБР до 43 в нашем Ставропольском крае. Власти края всерьез озаботились данной проблемой и даже предприняли определенные действия.
На этом фоне резонным будет и другой вопрос – почему сегодня в России, где добывают нефть бензин и солярка сегодня стоят в два раза больше, чем в США, породившими вселенский кризис? Почему до сих пор не принято кардинальных мер по защите интересов простых автолюбителей, хотя в данном направлении?

Хочется верить в лучшее
Несмотря на столь пессимистичные настроения, надежды на улучшение все-таки есть. Все зависит от того, насколько проявит руководство России и парламентские партии свою политическую волю и здравый смысл. Очевидно, что одними запретительными мерами отечественный автопром и состояние рынка в целом не оживить. Как показывает мировая практика, чрезвычайные заградительные меры вводятся только на короткий период, иначе можно надолго отстать в технологиях. Примером тому может быть торговоая война между США и Японией, когда американцы ввели пошлину в размере 100% на автомобили премиум-класса, созданных в стране Восходящего солнца.
В начале 1990-х годов японсике брэнды отправили в нокаут американских конкурентов и тогда власти США пошли на столь решительный шаг. Правда, высокие пошлины продержались недолго, посокльку возобладал здравый смысл и сторонам удалось договориться, и более того, северо-американские филиалы японских автогигантов получили все налоговые блага, которыми пользовался истинно штатовский автопром. В итоге сегодня разница в стоимости новых автомобилей в США и в Европе одних и тех же или аналогичных моделей составляет 1,5-2 раза.
Будем надеяться, что и у наших властей найдется решимости и сил реально поддержать и автопром, и автолюбителей. Основанием для скромного оптимизма дает несколько последних решений российского правительства. Например, оплачивать из бюджета стоимость доставки отечественных автомобилей из европейской части России на Дальний Восток. Для стимулирования покупательского спроса планируется предоставлять субсидии в виде оплаты процентов по кредиту в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Правда в программу госпомощи автолюбителям попадают только автомобили стоимостью до 350 тысяч рублей и только, произведенные в России, не важно какой логотип будет на них красоваться: «Форд» или «ГАЗ». Да и льготные кредиты можно брать только в банках с государственным участием: «Сбербанке», «ВТБ24» и «Газпромбанке».
Спасут ли эти и другие меры отечественный автопром и автолюбителей – время покажет. А нам остается надеяться, что наступающий год принесет только хорошее.