Россия по запасам золотовалютных резервов вышла на третье место в мире и теперь в «закрома» Родины оцениваются в 538 миллиардов долларов. Прибавка идет практически каждую неделю за счет растущих мировых цен на нефть. Только ставропольским водителям радости от этого мало – столь же стремительно дорожает бензин. Просвет на «бензиновом» горизонте маловероятен. И не только из-за внешних причин.
50 рублей за литр. А вам слабо?
В советские времена партийные органы печати любили сравнивать что можно купить на доллар и на рубль. Рубль казался тяжелее, по крайней мере в отношении ГСМ. Сегодня мы сравнялись с американцами и цена, к примеру на 95-й бензин и у них, и у нас пляшет в районе доллара. Но это еще не предел. У наших европейских соседей, в некоторых странах цена литра бензина уже составляет 1,5 евро, что в пересчете на наши, больше 50 рублей. Европейцев мы тоже, в конце концов, догоним – ведь, чем выше цены в мире, тем больше аппетиты у наших компаний не собирающихся терять доходы на внутреннем рынке.
Следует также учесть и то, что нефть, уже в этом году, как считают аналитики, еще подорожает. Другой фактор –стремление России в ВТО. Одним из условий вступления во Всемирную Торговую организацию служит свободный рынок, беспрепятственное перемещение товаров, а также РЫНОЧНЫЕ цены на энергоносители. Так что никаких законодательных мер, по снижению или ограничению цен бензина в ближайшем будущем не предвидится.
Большой передел
Ставропольский край является лакомым кусочком для нефтеперарабтывающих компаний и их дочерних структур, занимающихся сбытом - потребности Ставрополья в топливе составляют более 2 млн. т в год, т.е. почти по тонне на каждого взрослого жителя. Несколько лет назад в крае действовало довольно много заправок, принадлежащих небольшим местным компаниям. Некоторые предприниматели, имея одну-две заправки, обеспечивая потребности земляков в ГСМ. Но настали другие времена – на Ставрополье пришли крупные игроки, так называемые ВИНК (вертикально интегрированным нефтяным компаниям) и многие частные операторы вынуждены были продать свой бизнес. Безусловными лидерами стали «Лукойл» и «Роснефть».Активы «Роснефти» пополнились за счет бывшего конкурента – компания приобрела на аукционе
ОАО «Ставропольнефтепродукт», когда-то принадлежавшее « ЮКОСу». К всероссийскому холдингу отошли и АЗС «Рокады». Заправки «Кондора» купил «Лукойл».
Вызывает аппетит наш край и у «ТНК-ВР» - союза «Тюменской нефтяной компании» и «Бритиш Петролиум», заявившего о намерении приобрести сети АЗС трех местных операторов. Свои виды имеют также «Газпром нефть» и «Татнефть».
Конкуренция или монополия?
Процесс «укрупнизации» заправочного бизнеса проходил не без содействия команды бывшего губернатора Черногорова. Вначале все прикрывалось благими намерениями – крупные компании, обладая собственным производством, будут продавать по более низким и конкурентным ценам. В результате получилось по-другому. Последним подтверждением тому, служит привлечение к административной ответственности ОАО НК «Роснефть - Ставрополье» и ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». Компании обязали раскошелиться на несколько десятков миллионов рублей за ценовой сговор, зафиксированный в ноябре прошлого года управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС). На заправках «Лукойла» и «Роснефти» синхронно, чуть ли день в день, были повышены цены на бензины марок А-76, -92, -95 и дизельное топливо в среднем на 0,6-1,5 руб. за литр. Цены на топливо выросли в крае в среднем от 5 – до 8%. Причем, как отметили в УФАС, цены на заправках и Роснефти и ЛУКОЙЛа оказались совершенно одинаковыми: бензин марки А-76 – 16,6 руб. за литр, Аи 92 – 19,1 руб., Аи 95 – 20,7 руб., а дизельное топливо, соответственно, – 16,9 руб. за литр.
Аналогичная история произошла и в 2004 году. Вполне возможно, что в будущем, когда на рынке ГСМ края останется 3-4 оператора, они будут действовать умнее и цены повышать не в течение двух-трех дней, а скажем за пару недель. И тогда никакие антимонопольщики не помогут.
Альтернативный миф
В качестве выхода из ситуации нам предлагается использовать альтернативные бензину виды топлива. И даже что-то обещают. Но грядущие альтернативы пока остаются на уровне мифов или в ближайшем времени испарятся как дым. Возьмем пока еще выгодный газ. Но и он скоро чувствительно подорожает, т.к. правительство, выполняя условия по вступлению в ВТО, каждый год поднимая цены на энергоресурсы для внутреннего рынка.
Может быть, биотопливо? Одна из агрокомпаний грозилась два года назад построить на территории края завод по производству дизельного биотоплива на основе рапсового масла. Но на мировом рынке цены на растительные масла подпрыгнули даже резче, чем на нефть. Это чувствуют и жители края – к примеру, привычное подсолнечное масло меньше чем за год подорожало в два раза! И поэтому дешевого сырья для биотоплива не предвидится.
Бывший губернатор Черногоров предложил в этом году в качестве защитных мер создания сети заправок, принадлежащей правительству края. Но слова надо подкреплять деньгами, которых нет. Все в итоге вылилось в решение расширить сеть заправок ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье», две третьих акций которой принадлежит Министерству имущественных отношений. На эти цели был взят кредит аж на 84 миллиона рублей. Правда кредитных денег хватит для постройки 5-6 заправок, не более.
Вот и выходит, что ставропольским водителям, ни на краевые, ни на федеральные власти надеяться не приходиться. И каждый будет решать для себя сам: либо больше зарабатывать, либо ездить меньше, либо покупать машину поэкономичнее. Или, все-таки, водители края наконец, объединятся в общественную организацию. Конечно не для марша «пустых канистр», но для защиты собственных интересов.
Дмитрий Протасов, Ставрополь
Автосалоны Ставрополя