вторник, 6 мая 2008 г.

Сигнализация. Защищать и оповещать

Защищать и оповещать
Если бы фильм «Берегись автомобиля!» снимался в наши дни, то вполне возможно сюжет и финал фильма были бы иными. Жизнь последователям Юрия Деточкина основательно подпортили современные системы сигнализации…

Епанчу покупай по плечу…
Для тех, кто не в курсе епанча – это древнерусский вид одежды представлявший собою длиннополый широкий плащ. Старинная пословица как нельзя лучше подходит к выбору сигнализации.
Профессионалы различают три класса противоугонных систем: «Стандарт», «Экстра» и «Супер», каждый из которых обладает определенными функциями и параметрами. Но все они должны выполнять две функции – сигнализировать о появлении нештатных ситуаций и защищать автомобиль от угона. То, что толькоо сигнализирует сигнализацией называть неправильно! Поэтому на рынке, в автомастерской или в магазине перед покупкой сигнализации поинтересуйтесь, к какому классу относится та или иная система, какие функции выполняет и какими возможностями обладает.
Самый распространенный класс, «Стандарт», обеспечивает световое и звуковое подтверждение постановки и снятия режима охраны; служебный режим с отключенными охранными функциями, световая и (или) звуковая индикация такта срабатывания сигнализации; светодиодная индикация режимов работы. «Экстра» и «Супер» гораздо сложнее и дороже, но вместе с тем и надежнее. Например, «Супер» должен иметь резервный источник питания, генерировать динамический (постоянно меняющийся) код управления, благодаря чему попытки его запоминания или расшифровки при помощи сканера оказываются безрезультатными.
На первый взгляд кажется, что чем дороже сигнализация, тем она лучше. Однако во всем полезна мера. Во-первых, иногда гораздо эффективнее оснастить машину дополнительным противоугонным устройством, чем приобретать сигнализацию самого дорого класса на видавшую виды машину. Во-вторых, продвинутые системы обладают таким огромным набором функций, что часть из них автовладелец, так и не опробует, во второй не разберется, а третьей имеет возможность пользоваться очень редко. Например, системы с предпусковым подогревателем двигателя. Кончено, в районах Крайнего Севера, особенно на машинах с дизельными двигателями – дистанционно управляемый предупусковой подогреватель самая что ни на есть необходимость, а в Ставропольском крае – это по большей части роскошь, учитывая и наш климат, и относительно небольшую распространенность дизелей.
Вместе с тем, переплата все же лучше приобретения самых дешевых систем – сами по себе машину они не спасут ни от угона, ни от вскрытия. Примером могут служить сигнализации, которые устанавливают владельцы «Жигулей». Они будут только вас беспокоить по ночам многочисленными ложными срабатываниями. Именно такие системы чаще всего мешают спать обитателям многоэтажных домов. Но если их дополнить различными устройствами, например блокиратором капота, механическим блокиратором рулевой колонки, то уровень защиты автомобиля будет уже гораздо выше.

Стоп машина, стоп мотор
Составным элементом большинства сигнализаций и противоугонных устройств является иммобилайзер – устройство, предотвращающее неснкционированный запуск двигателя. Принцип работы иммобилайзера построен на том, что он блокирует работу электрической и топливной систем автомобиля путем разрыва сети. Для того чтобы система управления получила «добро» на запуск мотора иммобилайзер посылает определенный код доступа с метки, содержащейся на магнитном или ином носителе. Существует несколько типов иммобилайзеров, отличающихся по типу конструкции, надежности и цене: от самых простых с постоянным кодом до биометрических, считывающих рисунок отпечатка пальца или сетчатки глаз.
Как правило, иммобилайзерами комплектуются штатные системы сигнализации и сама метка наносится либо на специальную пластиковую карточку, либо «зашивается» во внутрь головки ключа зажигания. Система управления иммобилайзером считывает код и машина заводится. Поскольку угонщики не дремлют, и все время пытаются найти методы борьбы с новыми серийными противоугонными системами в последнее время все чаще стали использоваться дополнительные иммобилайзеры либо усиление штатного иммобилайзера. При современном развитии техники угонщикам не составит труда скопировать кодграббером передающий код чипа простенького «обездвиживателя». А если в их руки попадет на некоторое время (например, на сервисной станции) ключ с чипом, то спустя время угон автомобиля пройдет без сучка и задоринки.
Несмотря на очевидную пользу иммобилайзеров большинство водителей, к сожалению уделяют им недостаточное внимание либо вообще не имеют понятия об их назначении и принципах работы, забывая, что сигнализация призвана не только сигналить, но и предотвращать угон.

Водитель, водитель, я машина…
Цифровые технологии позволили на несколько порядков не только повысить уровень защиты автомобиля, но и обеспечили настоящий прорыв по информированию водителя о состоянии машины. Еще несколько лет назад шиком считались системы с двухсторонней связью (Two Way Alarm System), посылавшие на брелок сигналы о срабатывании сигнализации.
Одними из показателей эффективности современных сигнализации служит дальность действия и помехоустойчивость радиосигналов оповещения и управления. Производители могут писать на упаковке, что работа система эффективна даже на нескольких километрах от водителя. Однако, следует учитывать суровую правду городской жизни. На открытой местности, сигнал проходит без помех, а соседство с водными водоемами, может даже увеличить дальность прохождения сигнала. Но сложный рельеф, железобетонные многоэтажки резко его снижают. И дело вполне плохо, если рядом стоят мачты антенн операторов сотовой связи или тем более телевышка – сигнал может оказаться вообще подавленным.
Помимо внешних условий на дальность прохождения сигнала также влияют мощность передатчика сигнализации и конструкция антенны. И тут тоже борьба противоречивых факторов. С одной стороны – большая антенна лучше ловит и передает сигнал, а с другой – становится своеобразным маяком для грабителей – они точно знают, что и где надо сломать.
Современные системы ушли далеко вперед и позволяют наблюдать за состоянием автомобиля в реальном времени, а так же управлять автомобильными устройствами даже за десятки километров благодаря применению стандартов GPS и GSM, знакомых нам по сотовым телефонам и системам навигации. Поскольку основой GPS являются сигналы, передаваемые и отображаемые спутниками связи, то подобные умные системы получили название спутниковых.
Грубо говоря, автомобиль со спутниковой системой оснащается интеллектуальным мобильником и радиомаяком, благодаря которым, в случае угона вы можете установить координаты местонахождения машины, заглушить двигатель автомобиля, прослушать, что происходит в салоне, включить сирену и т.д.. «Противоугонный мобильник» в случае чего пришлет вам на телефон СМС.
Большинство спутниковых систем позволяют контролировать автомобиль либо самостоятельно при помощи смартфона или обычного сотового телефона совмещенного с компьютером либо поручить контроль охранному предприятию. Правда, за охранные услуги вам придется каждый месяц тратится на абонентскую плату. Но если автомобиль очень дорогой то, оно стоит того – ведь охранные предприятия дежурят круглые сутки и способны в оперативном порядке либо самостоятельно либо вместе с правоохранительными органами предпринять меры к возврату машины.
Классические спутниковые системы – удовольствие не из дешевых, поэтому на рынке появились системы слежения. Они, независимы от противоугонных систем и выполняют фактически функцию радиомаяка при помощи тех же GPS и GSM. Как шпионский маячок системы слежения имеют малые размеры и автономное электропитание на несколько часов. С их помощью не заглушишь двигатель, не включишь сигнализацию, но также как их дорогие собраться точно определяют положение автомобиля местности. Зато можно спрятать в нестандартное, труднодоступное для угонщиков место. Для работы «радиомаяка» правда требуется, чтобы местность была охвачена оператором мобильной связи и системой навигации GPS. Ну и конечно, ваш телефон должен поддерживать соответствующие программное обеспечение.

Сами с усами или довериться профессионалам?

Российские автовладельцы, закаленные советским автопромом – технически самые подкованные в мире и поэтому многие из них считают своим долгом большую часть работ выполнять самостоятельно. Не исключением является и оснащение автомобиля сигнализацией и противоугонными устройствами. Конечно, механические народные средства в виде болтов-секреток, костылей на баранку можно установить самому, а вот с сигнализацией лучше не экспериментировать, если вы конечно не профессионал в этой сфере. Причины всего две. Во-первых, электросхема автомобиля ошибок не прощает и некачественная установка сигнализации может стать причиною серьезных поломок: сбой бортового компьютера, помехи и вплоть до замыкания в токопроводящей сети, которое приведет к пожару.
Во-вторых, установленный в стандартных местах блок управления сигнализацией становится как правило легкой добычей грабителей. Сигнализацию и ее провода надо не только правильно установить, но и надежно спрятать. В противном случае даже подростки хулиганы за несколько секунд обезвредят сигнализацию просто оборвав провода ведущие либо к блоку управления, либо к сирене сигнализации.
Однако, даже доверив сервисменам установку сигнализации не стоит самоустраняться. Обязательно поинтересуйтесь насколько надежна устанавливаемая система, в чем ее слабые места. И если ответ вам покажется подозрительным или неполным, то смело меняйте станцию техобслуживания. Ищите ту, где вам честно и понятно расскажут, как могут угнать ваш автомобиль. Или посоветуют поставить действительно надежную систему с дополнительными устройствами.

Олег Задорожный,
приверженец антимаулнетизма