суббота, 26 апреля 2008 г.

Ставропольский край. Дороги без дураков

В начале марта страна выбрала нового Президента. Юриста. Профессиональные качества Дмитрия Медведева вселяют надежду, что при нем наконец-таки удастся справиться хотя бы с одной извечной российской бедой – отвратительными дорогами. К этому есть все основания, главное из которых - правовое регулирование в области дорожного хозяйства. А вот дорожникам, если автовладельцы начнут в полной мере использовать потенциал законодательства, придется несладко. Многим из них либо работать по-новому, либо менять профессию.

Дорожников к ответу
По данным МВД доля ДТП из-за плохого состояния дорожного полотна составляет не менее 20% от общего числа аварий. Кроме того, плохие дороги разбивают подвеску, увеличивая риск аварий в будущем. Еще два года назад Владимир Путин заявил, что из-за плохих дорог страна теряет до 6% внутреннего валового продукта в год. Сегодня, по словам вице-премьера Сергея Иванова ежегодные потери составляют 1,8 трлн. руб., что больше всех расходов государства на оборону.
В последнее время государство в ремонт и строительство дорог стало вкладывать огромные средства. К примеру, за 2007 год из федерального бюджета на дороги лишь одного Ставрополя дополнительно было выделено без малого 300 миллионов рублей. Однако все мы стали свидетелями их безобразного освоения – асфальт по осени укладывался в нарушение технологических норм чуть ли не в грязь. Результат столь ударного труда теперь ощущают все ставропольские водители – во многих местах дорожное полотно пришло в негодность и по-прежнему убивает наши автомобили.
Подобная ситуация сошла бы с рук еще несколько лет назад – деньги освоили, поделили, отчитались, а на рядовых автовладельцев можно было наплевать. Однако ситуация начинает меняться. Уже федеральные власти поняли, что одним финансированием проблему бездорожья не решить и настало время подключать автолюбителей. Тот же Иванов на заседании расширенной коллегии Министерства транспорта РФ подчеркнул, что необходимо возложить финансовую ответственность за ДТП из-за дорожных условий на строителей и ремонтников дорог. «Если такое есть, то дорожники должны отвечать за это по полной программе, в том числе и рублем», - сказал он.
Теоретически и раньше существовала возможность взыскивать ущерб с дорожников. И даже есть немало судебных дел выигранных водителями. Но это были сложные и долгие дела – суды нередко, защищая интересы государственных и муниципальных ДРСУ, взыскание ущерба превращали в тяжелый и иногда невозможный процесс.
Свою роль играла и политика доблестных автоинспекторов. Нередко по приезду на место ДТП, они трамбовали водителей, чтобы те признавали несуществующую вину – не справились с управлением, сами виноваты, когда залетели в яму или из-за гололеда вылетели на встречную полосу. Более того, некоторые патрульные экипажи до сих пор прячутся в местах рядом с ямами и с удовольствием ловят водителей, пытающихся объехать возникшее перед ними препятствие, пересекая сплошную линию.
Вот тут и должно нам помочь знание законодательства и Президент-юрист, готовый взаимоотношения дорожников, гаишников и водителей наконец-таки определить как равноценные в рамках цивилизованного правового поля. На сегодняшний день законодательная база позволяет это сделать. Большим подспорьем для водителей является ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Этот документ определяет множество позиций, по которым наши ставропольские дорожники не укладываются. Например, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Или нормативные сроки ликвидации зимней скользкости (читай гололеда) и окончания снегоочистки ограниченные от 4 до 6 часов в зависимости от группы дорог. Возьмем люки смотровых ям - отклонение крышки люка относительно уровня покрытия должно составлять не более 2 сантиметров. Или же требования к состоянию дорожных знаков и разметки, которых мы, увы, не знаем. Многим водителям, знай они нормы ГОСТа, удалось бы избежать штрафов за якобы имеющиеся нарушения и ответственности за причиненный ущерб в результате ДТП.
Свою роль сыграют и страховые компании, которым гораздо интереснее взыскать ущерб с дорожников, чем расплачиваться с владельцами автомобилей из своего кармана. И ни водителей, ни страховые компании не должно волновать есть ли деньги у дорожников или нет. Не смогли обеспечить дорожники нормальное состояние дорог – будьте готовы, ребята, раскошелиться. И уважаемые автоинспекторы должны не ловить на ямах и еле заметных дорожных знаках водителей, а обеспечивать безопасность.

Стандарт для полицейских
Головной боли для дорожников несомненно прибавил и вступивший в силу в этом году ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности». Данный Национальный стандарт определяет требования к «любимым» водителями, так называемым «лежачим полицейским». В свое время их поналяпали огромное число в самых разных местах, иногда с грубейшими нарушениями. Сделанные кое-как, порою слишком высокие и узкие, завоевали в народе даже звание не лежачих, а «сидячих полицейских». Ходовая не одной сотни ставропольских машин пострадала из-за ошибок дорожников.
Новый ГОСТ четко обозначает в каких местах и какой конструкции должны устанавливаться искусственные неровности. И если они не соответствуют стандарту, то владелец автомобиля имеет полное право обратится в суд для взыскания с дорожников ущерба, понесенного в результате выхода из строя узлов автомобиля. Если конечно по мнению водителя виноват неправильный «сидячий полицейский».
Стандарт довольно жесткий. Он предусматривает два типа конструкции искусственных неровностей. Первый - цивилизованный, сборно-разборный, как например в Невинномысске. И второй привычный, асфальтобетонный, которыми буквально утыкан Ставрополь. К цивилизованным вопросов нет, как показал опыт города химиков – они устраивают водителей. Но вторые вызывают множество проблем, и поэтому знать требования к ним полезно. К примеру, высота лежачего полицейского должна быть не более 7 см, а его длина - не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение длины - не более 0,2 м с каждой стороны дороги.
ГОСТом определяется также ширина «полицейских», места установки и т.д. Только, к сожалению, водители об этих требованиях не догадываются и продолжают, ругая дорожников по чем свет, преодолевать убийственных полицейских-инвалидов. Меж тем, будь мы чуть поактивнее, дорожники тоже бы усерднее работали. Ведь, тот же стандарт определяет, что при обнаружении какого-либо дефекта искусственной неровности срок его устранения не должен превышать трех суток. А сначала года прошло почти три месяца. Меж тем, многие лежачие-сидячие и поныне на своих местах в том же безобразном виде.
Президент-юрист, новые ГОСТы, высказывание первого вице-премьера – все это хорошо, и может быть со временем заставит дорожников по-новому относится к своим обязанностям. Но многое зависит и от нашей гражданской позиции. Пока в Ставропольском крае нет общественной организации, которая бы в рамках правового поля, вооруженная знанием законов и стандартов, отстаивала интересы автолюбителей. Чтобы дороги у нас были без дураков – и тех, которые по ним ездят, и тех, которые их обслуживают.
Дмитрий Протасов,
Журнал "Визитка. Автомобили"


Полезное
Автосалоны Ауди (Ставрополь, Ростов, Краснодар, Волгоград - Юг России)
Автосалоны Фольксваген (Ставрополь, Ростов, Краснодар, Волгоград - Юг России)
Заработать в Интернете