среда, 30 апреля 2008 г.

Тюнинг салона – еще больше удовольствия за рулем

Ставрополь. Журнал Хай-джэк

На что обращают внимание при покупке автомобиля? На технические характеристики, на цвет и состояние кузова, двигателя и ходовой. Но окончательное решение во многих случаях принимается от тех ощущений, которые получает человек, находясь внутри автомобиля. Именно состояние салона служит ключевым моментом при выборе машины. Особенно, если дело касается женщин. Сядет, бывает, мадам в машину, посидит пару минут и говорит: «берем!» Хотя с точки зрения логики и двигатель слабый, и цена высокая, и ходовые качества не фонтан. В последнее время внутреннему содержанию автомобиля народ стал все больше уделять внимание, подтверждением чему служит набирающий популярность тюнинг салона.

Под себя
Тюнинг салона – явление весьма распространенное и знакомое автолюбителям еще с советских времен. Проще говоря, это – переделка салона, к которой прибегают в нескольких случаях. Во-первых, при «заточке» машины под себя, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность, обладать именно тем автомобилем, который желаете. Во-вторых, «из любви к искусству», когда конкретная машина превращается в объект поклонения или члена семьи. В этом случае на переделку затрачивается денег больше, чем стоит вся машина. Бывают любители втиснуть в произведение еще советского автопрома всунуть салон БМВ или другой иномарки.
В-третьих, предпродажная подготовка. Профессиональные перекупщики – отличные психологи и к тюнингу прибегают не только при продаже битой машины, но и с целью содрать с клиента побольше. Понятно что можно просить больше за машину которая нравится, чем просто за хорошую модель и хорошее состояние.
Четвертый – при покупке подержанной машины либо при желании обновить видавшие виды свою «старушку». Химчистка салона приводит машину в божеский вид, но ненадолго – через месяц все огрехи обязательно «порадуют» нового владельца. Сидеть на протертых сидениях и лицезреть на обшарпанную приборную панель или же вдыхать запахи, доставшиеся в наследство – удовольствия не из самых приятных.

Обтянуть-затянуть
Самым важным элемента внутреннего тюнинга служит перетяжка салона. Тканью, кожей или синтетическим материалом перетягиваются обивка, кресла, рукоятка коробки переключения передач, и даже панель приборов (торпедо). Вот где простор для полета дизайнерской фантазии – салон можно обтянуть в цвет ваших глаз и украсть при этом подголовники и другие элементы вышитыми именными вензелями.
Вопреки расхожему мнению, натуральная кожа является отнюдь не лучшим и не самым дорогим материалом для перетяжки салона. Большинство сортов современной автомобильной кожи европейского, а также китайского и турецкого производства служит исправно 4-6 лет и со временем вытирается, расползается, начинает блестеть. Гораздо практичнее искусственная замша, материал называемый - алькантара, который выпускается фирмой «Дюпонт». Алькантара прочней и износоустойчивей, лучше приспособлена к химчистке. По цене и качеству с алькантарой сопоставимы только несколько оригинальных сортов кожи, используемых в производстве автомобилей класса «премиум» таких как «Мазерати», «Порше», «Бентли». Но эти сорта редкие гости в Ставропольском крае: во-первых, дорогие; во-вторых, клиенты не больно разбираются – кожа она и есть кожа.
Наиболее выигрышным служит сочетание различных материалов различной фактуры и цветов, той же кожи и алькантары, или вставки автовелюра, ткани или вышивка шелковыми нитями по коже и т.д.. Одним из немногих мест, где синтетика кожу не заменит, считается обшивка рулевого колеса. Кстати, как правило, стильный салон автомобиля предусматривает и замену либо новую обшивку рулевого колеса. Это может быть агрессивно-спортивный вариант или стандарт обшитый в дамско-озорные цвета.

Алюминий, сталь, титан, карбон, дерево
Кожа или ткань задают тон в стиле интерьера автомобиля, но индивидуальность рождают неповторимые детали отделки: накладки на панель приборов, дверные накладки, накладка дверной ручки, накладки на вентиляционные решётки, накладки на рули педали, рычаг коробки переключения передач и др.
В эконом-варианте накладки выполняются из относительно дешевого пластика, также используют пленки, имитирующие натуральные материалы. Ценители настоящего стиля предпочитают алюминий, нержавеющую сталь, титан, дерево и карбон (легкий и прочный углепластик).
Однако существуют некоторые технологические ограничения - если с изготовлением деталей из дерева проблем не возникает, то с карбоном и зеркально-отполированным алюминием сложнее – наши мастера еще не научились толком с ними обращаться. Поэтому многие детали отделки целесообразно приобретать готовые, а не заказывать их изготовление. В официальных салонах большинства марок автомобилей продаются детали отделки. Штатные детали отделки можно менять и самому – особой сложности данный процесс не вызывает.

«Торпедо» или торпеда?
Следом за обшивкой салона вторым важнейшим элементом тюнинга по праву считается переделка передней панели или так называемого «торпедо» или иногда «торпеда». Кстати, латинского слово «torpedo», означает в переводе с латинского морское животное – электрического ската. Автомобильный торпедо, гораздо более нашпигован электричеством, чем его подводный тезка и поэтому переделка передней панели производится как внешняя, так и внутренняя. Во-первых, зачастую меняется шкала приборов. Приверженцы тюнинга предпочитают либо спортивные светлые тона приборов либо нестандартные цвета и нестандартную подсветку. Замена шкалы приборов – пожалуй, один из самых доступных вариантов тюнинга. Можно купить готовый комплект шкал или скачав из интернета готовый эскиз и распечатать его на самоклеющей пленке.
Владельцы отечественных автомобиль нередко устанавливают дополнительные приборы, например тахометры на «ВАЗ-2108» или же датчики масла, либо целиком меняют переднюю панель. Но это еще цветочки. Ягодки начинаются, когда передняя панель заряжается медиаустройствами: аппаратом для проигрывания дисков, тюнером и монитором. Естественно что за этим следует совершенствование всей акустической системы автомобиля, что, в конце концов, оборачивается немалыми денежными затратами.
Иногда медиаустройства делают доступными не только для водителя, но и для задних пассажиров - выходы для дополнительных аудиовидеоустройств имеются у всех современных проигрывателей. Поэтому даже в «Ниву» можно добавить люксовские детали тюнинга в штатном режиме доступные в таких дорогих машинах как БМВ 7-й серии – например, мониторы, вмонтированные в спинку переднего сидения для просмотра DVD.
Вместе с развлекательной электроникой мастера салонного тюнинга предлагают и вещи сугубо утилитарного назначения. Например, установку кондиционера, подогрева сидений, системы громкой связи для пользования мобильным телефоном и т.д. Все это конечно вещи необходимые, делающие жизнь комфортнее, но при их заказе, стоит все-таки помнить пару правил. Во-первых, установка внештатного дополнительного оборудования влечет за собою повышенную нагрузку на узлы и агрегаты автомобиля. Например, кондиционер повлечет потерю мощности и как следствие увеличение расхода топлива, подогрев и система громкой связи усложнит электросхему, повысит расход электроэнергии и т.д.

Люкс, спорт, гламур или техно?
Автомобильная мода – пожалуй более разнообразна чем мода на одежду и обувь. И стилей тюнинга в автоделе также предостаточно. Четкой классификации тюнинга салона на сегодня не существует, но выделяют несколько главных направлений.
Спортивный стиль – двух-трехцветная контрастная отделка салона и сидений. Светлые шкалы приборов. Может быть даже несколько спартанским, без особого комфорта и изыска. Материалом обивки могут быть как ткань, так и натуральная кожа. В отделке преимущественно применяется карбон и металлы.
Гламур подойдет девушкам и любителям светской жизни, завсегдатаям ночных клубов. Акцент делается на необычные цвета и детали, а также наличие техники позволяющей вести полноценную ночную жизнь. Например, розовые кожаные сиденья, инкрустированный деревом или стразами перчаточный ящик, большой монитор и CD-чейнжер – будет неплохим набором для гламурной девушки.
Люкс по оснащению не уступает гламуру, но гораздо более строг. Все делается в расчете на людей, разделяющих традиционные ценности и предпочитающих максимальный комфорт. Поэтому используются спокойные тона и натуральные материалы. Есть две люксовские категории тюнинга салона. Одна рассчитана удобства для пассажиров заднего ряда сидений и при помощи мири-бара, холодильника для напитков, удобных диванов превращает автомобиль в лимузин. Другая категория ориентируется на удобство водителя, который может себе позволить все.
Стиль «техно» предусматривает применение металла, разнообразной подсветки, большое количество медийных и технологических наворотов, свидетельствующих о пристрастиях владельца машины к техническим достижениям. Соответственно используются и технические цвета – «металлик», черный, серебристый.
Независимо от стилевых предпочтений, тюнинг салона остается пока удовольствием не из дешевых – полная смена внутреннего имиджа по цене сравнима со стоимостью нового отечественного автомобиля или бюджетной иномарки. Но даже отдельные детали тюнинга смогут сделать вашу машину неповторимой, управление которой будет доставлять еще большее удовольствие. Так что если вы хотите иметь сногсшибательный тюнинг, то сначала стоит научиться зарабатывать деньги.

Дмитрий Протасов