понедельник, 16 июня 2008 г.

Дальний бой. Жизнь южного дальнобойщика


В дальнобойщики приходят по-разному: кто-то после службы в армии, кто-то продолжает семейную традицию, кто-то переквалифицируется из механиков или других профессий. Но каждый из них, совершив первые рейсы, решает для себя: дорога – это мое.

На свой страх и риск
Профессия дальнобойщика – одна из самых рисковых. В начале 1990-х водителей грабили, убивали, обстреливали. Эти времена, слава Богу, ушли в прошлое, но риска у дальнобойщика по-прежнему, хоть отбавляй. Во-первых, могут не заплатить за рейс или заплатить меньше, задержать с оплатою. Потом доказывай, жди, разбирайся, а времени нет. Во-вторых, сохранность груза – не ДТП, так мороз или жара. Сколько народу было вынуждено залезть в долги, когда отключалась холодильная установка – кто бананы не довез, кто мандарины, кто косметику. Бывало, раньше в заложники брали одного водителя фуры, пока второй ездил за деньгами в счет испорченного груза.
В-третьих, техника может подвести, даже самая лучшая: что «Вольво», что «Мерседес», особенно с нашими морозами. Зальют плохой солярки с высоким содержанием парафинов минус 30 и ты приехал, топливная аппаратура обязательно забьется, хоть костер под баком разжигай.
Кроме этого за свой кусок хлеба все дальнобойщики расплачиваются собственным здоровьем. Это только с виду они крепкие ребята с сильными руками. Копни поглубже - у каждого второго проблемы с позвоночником, простатит, геморрой, язва. Нередки проблемы с легкими – в дороге, чтобы не заснуть поневоле закуришь, или ждешь пока груз загрузят. В самый неподходящий момент здоровье может подкачать. Сегодня многие дальнобойщики, чтобы побольше заработать трудятся в одиночку. И, несмотря на высокую температуру и боли, они продолжают свой нелегкий путь.

Дом на колесах: от «Камазов» до «Фредов»
Большинство ставропольских дальнобойщиков проводят свою жизнь далеко от дома. Месяцами кочуют где-то между Москвой и Питером, теряются на Северах либо забираются за Урал. Поэтому качество жизни дальнобойщика определяется его второй половиною – машиною, которой он управляет. В начале 90-х годов абсолютное большинство дальнобойщиков работало на «Камазах» и «МАЗах». Произведения советского автопрома часто ломались и были страшно неудобными в дальних поездках. Быта не было никого. Затем наступила очередь подержанных европейских иномарок гораздо более комфортных и удобных. Но они все равно рассчитаны на развитую в Европе придорожную инфраструктуру с мотелями, кафе, удобными стоянками. России до Европы еще далеко – придорожный сервис на стоянках заставляет желать лучшего. Душ на охраняемой стоянки – уже хорошо. Правда есть и редкие исключения. Например, на трассе М-4 «Дон» возле города Шахты бывший шахтер, а ныне предприниматель, специально для дальнобойщиков построил целый комплекс с бассейном, тренажерами, сауной, гостиницей и охраняемой стоянкой. Подозрительных личностей туда не пускают. Цены дальнобойщиков вполне устраивают. Это гораздо лучше, чем чай на скорую руку, доширак, пара бутылок пива и туалет у заднего колеса.
Года четыре назад началась экспансия мощных, хотя и подержанных американских «Фредлайнеров». «Фреды», как ласково называют американцев дальнойбощики, по праву стали королями комфорта. Есть даже поговорка: «Американцу все прощаешь, когда ложишься спасть!». Действительно, здесь с комфортом могут жить три человека. Нижняя полка в кабине у «Фреда», что двуспальная кровать. Не говоря уже о прочих достижениях современности, которые можно в него установить, если американцы выдрали: кондиционер, микроволновку, телевизор с дивиди. По кабине и спалке можно ходить в полный рост как по квартире. На случай холодов наши водители дополнительно оборудуют электрогенераторами и печками, чтобы даже в сорокаградусный мороз не замерзнуть.
Несмотря на то, что «Фреды» приходят из-за океана с пробегом более миллиона километров и цена на них за два года заметно выросла, они идут на расхват как горячие пирожки – дальнобойщики истосковались по комфорту. Привлекает также надежность американцев, способных пробежать до первой «капиталки» три миллиона километров. Есть такой «Фред» и у дальнобойщика Василия Мельникова из Невинномысска. На нем он и зарабатывает и отдыхает. На море едет на «голове», т.е. на тягаче. Встав настоящим лагерем в кемпинге, Василий с родственниками собирают завистливые взгляды прочих отдыхающих – у него есть все для отдыха: кресла, стол, печка, высокий полог и даже биотуалет. При желании можно душевую кабину установить. А море – рядом, в нескольких десятках метрах.

Дорожное братство
Дальнобойщики отличаются от остальных водителей не только количеством лет, проведенных за рулем, но и психологией поведения. Каждый из них понимает, что он один на один с дорогой и ему не на кого рассчитывать кроем как на самого себя. Тем не взаимовыручка среди дальнобойщиков, хоть и не та, что лет двадцать назад, но все же существует. И чем суровей условие, дальше на Восток и на Север, тем теснее дорожное братство. На безлюдных северных дорогах существует неписанное правило – увидел застрявшего на обочине коллегу, обязательно остановись, спроси, нужна ли помощь. Завтра в трудной ситуации можешь оказаться и ты.
Но экстрима хватает и на Юге. Встречаются, к примеру, отморозки, которые безалаберно, а порою специально подрезают грузовики. Особенно отмороженные, еще и по тормозам ударят пару раз перед фурою. Сколько из-за таких уродов грузовиков перевернулось, да ДТП произошло никто не считал. Вот тут и приходит на выручку дорожное братство. Дальнобойщики сообщают друг другу по рации номера отморозков и стараются задержать виновников ДТП. Бывает дело доходит и до конфликтов, когда водители вступаются за совершенно незнакомых коллег.

Азбука света
Сегодня большинство грузовиков оборудованы рациями, однако, по-прежнему в ходу азбука света, выработанная за десятки лет именно дальнобойщиками. Негласные правила облегчают жизнь на дороге и позволяют избежать аварийных ситуаций. В основном используются: указатели поворота, аварийный режим указателей поворота, стоп-сигналы, дальний свет фар.
Применение левого указателя поворота является одним из самых распространенным в световой азбуке. Ваш левый поворотник для едущего сзади водителя может означать:
собираюсь поворачивать налево - не обгоняй, не создавай помеху или предупреждение - впереди – встречный автомобиль, сужение дороги, препятствие, пост ГАИ и т.д. Именно дальнобойщики чаще всего пользуются этим сигналом, поскольку с высоту им видно гораздо больше, чем другим.
Иногда левый поворотник сопровождается сигналом дальнего света, предназначенному водителю, который впереди вас. В этом случае сигнал означает предупреждение о намерении обогнать и просьбу уступить дорогу. Если после завершения маневра обгона дорога свободна, то рекомендуется оставить включенным левый поворотник, приглашая заднего к обгону.
Правый указатель поворота передает намерение повернуть направо. Однако если водитель фуры включает его на короткое время, явно не собираясь никуда сворачивать, то сигнал будет означать приглашение на обгон – дорога свободна.
Правый поворотник также включают когда, едущий автомобиль начинает обгонять фуру, а впереди движется встречная машина. Тем самым дальнобойщик говорит: «Вернись на свою полосу!»
Применение длинного «выстрела» дальнего света, как правило, означает сигнал «пропусти», «уступи дорогу» в самых разных вариациях: при намерении обогнать или перестроиться, на перекрестке, по движении по встречной и т.д. Короткий «выстрел» означает: «сигнал принят, иди на маневр».

Профессия не для детей
Дальнобойщики считают свою профессию не лучше, и не хуже других. Если трудишься хорошо, то на хлеб с маслом, иногда даже с икрой всегда заработаешь. Дом построишь, детей выучишь. Те, кто обладает коммерческой жилкой, да поудачливее, покупают несколько машин и сажают на них своих друзей, пока еще планирующих купить своего кормильца. Жить, в общем-то можно. Тем не менее, практически все дальнобойщики не хотят, чтобы дети пошли по их стопам. Большинство направляет своих сыновей учиться в вузы и университеты, грызть язык науки.
Как сказал Юрий Орлов из Армавира, 35 лет оттрубивший по дорогам Союза и России: «Головой заработаешь больше, да и здоровье сохранишь». Накладывает свой отпечаток и неопределенность – все труднее стало выживать одиночкам, хлеб у которых отбивают транспортные компании, собственные транспортные отделы торговых фирм и предприятий-производителей, да и тарифы на перевозку, несмотря рост цен на топливо падают.

Останутся ли частники?
На Юге России после рыночных реформ основной объем грузоперевозок приходился на частников-одиночек, или владельцев нескольких фур. Многие большие автопредприятия просто развалились, не выдержав конкуренции с индивидуалами, работающих за наличку и уплачивающих гораздо меньше налогов. Кроме этого тогда упал объем перевозок.
Сегодня ситуация стала иной – теперь в автоперевозках, как и в других сферах, крутятся огромные деньги. На рынок выходят крупные игроки с новыми автомобилями. Рост количества коммерческого транспорта опережает увеличение объемов продукции, производимой и потребляемой экономикой. Конкуренция повлекла за собою и тарифную войну.
Растут и требования грузоотправителей, которые все чаще предпочитают работать «в белую», т.е. через расчетный счет, страховать груз и т.д.. Конечно у предпринимателей-дальнобойщиков есть и счета в банках, однако движение по ним влечет за собою необходимость уплачивать налоги в полном объеме. Кроме этого, многим предприятиям гораздо удобнее работать с одним перевозчиком, располагающим десятками машин, а не с десятком частников.
Одиночки выживают как могут, перестраиваются. Если еще недавно были востребованы тягачи с большим полезным объемом полуприцепа, то теперь такая машина тебя может и не прокормить – слишком мало заказов. Спасением для частников стали холодильники. В суровом российском климате им нет альтернативы: зимою товар надо греть, а летом охлаждать. Пока эта ниша еще не до конца забита, завтра наверняка все изменится. Кроме этого, никто не знает, что в головах в федеральных чиновников и депутатов. Вдруг они вздумают отрегулировать грузоперевозки, оставив только крупных и средних игроков. Ведь ушли в небытие челночники, карманные банки. Тяжелее стало жить маленьким турагентствам. Настанет очередь и грузовых автоперевозок.


Олег Задорожный, Ставрополь

Ссылочная р Ы клама:
антимаулнетизм
Пикап (pickup)
Как овладеть девушкой своей мечты»
Аденома
Психологические тесты
Гламур