понедельник, 7 июля 2008 г.

ГАИ как двигатель прогресса


Наши законодатели не дают скучать ни водителям, ни автоинспекторам, что ни полугодие, то новые поправки в Кодекс об административных нарушениях. Вот и начало июля ознаменовалось вступлением в силу двух десятков поправок. Штрафы остались на том же уровне, зато на порядок выросла роль научно-технического прогресса. В цене у автоинспекторов теперь умные приборы, замеряющие скорость и уровень алкоголя в крови.

Правильный ли у тебя прибор, начальник?
Поправки в административный Кодекс наконец внесли ясность в определение – что есть пьяный за рулем. Согласно новым правилам под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамм на один литр крови или 0,15 миллиграмм и более на один литр выдыхаемого воздуха.
Наш народ принял нововедение своеобразно – все бросились подсчитывать, сколько можно и когда выпить спиртного, чтобы не преступить за грань закона, то ли рюмку водки, то ли бокал пива. Но все это бред – перед тем как сесть за руль нельзя пить ни капли. Новые правила вовсе не означают, что нам разрешили выпивать. Все наоборот, конкретные показатели были введены для возможности контроля за состоянием водителей прямо на дороге с помощью специальных приборов, именуемых алкотестерами. Поэтому вероятность нарваться на неприятность у водителя умножается многократно.
Раньше инспектор как коршун обходил-обнюхивал водителя. Внимательно присматривался, жует ли потенциальный клиент жвачку. И потом принимал решение предлагать поехать на освидетельствование или нет. Теперь все гораздо проще – у вас подозрительное лицо или вы говорите не подобающим тоном – дуньте, пожалуйста, в алкотестер.
Введение инструментального контроля, конечно, правильная вещь. Однако есть специфический российский момент – какой алкотестер будут использовать сотрудники милиции. Правила определяют, что проверка должна выполняться при помощи сертифицированного прибора. Например, в официальной «уставной» модели «Алкотестер АКПЭ-01М» есть фишки, которые изначально придумывались, как бы против нечистых на руку гаишников:
- при неправильном использовании прибора нарушения фиксируются в протоколе и выводится уведомление на дисплей;
- скрытая камера фиксирует лицо обследуемого, сохраняет данные на карте памяти, рассчитанной на 40 000 протоколов;
- при распечатке на портативном устройстве указывается информация о времени, дате измерений, результатах и заводской номер прибора;
- благодаря автономной работе возможность фальсификаций полностью исключена.
Вроде бы все нормально. Но кто знает, вышел ли ГИБДДшник со своим тестером или со служебным. Ведь эту же модель можно преспокойно купить в Интернете. Имея «второй комплект» работники ГАИ будут «прессовать» водителя как все сложно, хлопотно и повысят ценник «на услуги» до невероятных высот. Но не факт, что все нечистые на руку инспекторы побегут за правильными алкометрами. Для «личного пользования» они прикупят модели подешевле.
Вот тут и появляется у водителя повод для дискуссии, особенно если есть свой тестер, даже самый дешевый рублей за 500-700. И поэтому когда вас остановит милиционер с «неправильным тестером» и что-то там нарисует, вы можете смело предъявить свои аргументы, то есть тестер и спросить: правильный ли у тебя прибор, начальник? И вообще, какого ты хрена занимаешься партизанщиной?
Чем чаще подобных вопросов будут задавать водители, тем меньше будет на дорогах инспекторов, желающих незаконно обогатиться за счет технического прогресса.

Улыбнитесь, вас снимают!
Другим подарком цивилизации и законодателей стало введение штрафов на основании видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД и работающих в автоматическом режиме. Тут ключевое словосочетание – «автоматический режим», радары в руках инспекторов с видеозахватом мы видели и раньше. Отныне все проще - за превышение скорости или за иное нарушение передаваться сразу в кабинет административной практики и уже в видеорежиме будет сразу распечатываться по номеру автомобиля и направляться в адрес владельца. Т.е. будет фотография конкретная, скорость нарушения, сумма штрафа и фамилия владельца транспортного средства. Применение видеокамер в автоматическом режиме не требует составления протокола для вынесения штрафа – с компьютером не поспоришь! Правда все будет зависеть от того, кто сидит на обработке данных о правонарушениях.
Штрафоваться будет собственник автомобиля, если он не докажет, что транспортное средство находилось в момент нарушения не в его распоряжении. Но вряд ли перед тем как вынести решения о штрафе, сотрудник ГИБДД будет звонить каждому нарушителю и спрашивать – а вы ли в 14 часов 17 минут 2 августа 2008 года были за рулем вашего автомобиля, который пересек две сплошные, а потом рванул со скоростью 150 километров в час.

Дальше – больше!
Справедливости ради стоит отметить, что поправки принесли и некоторые послабления для водителей. Теперь не надо в обязательном порядке предъявлять гаишником квитанцию об уплате штрафа. Просто его надо оплатить в течение 30 суток и хранить квитанцию при себе на случай остановке инспектором.
Но это послабление драконовское. Не стоит надеяться, что государство нам позволит как раньше не платить штрафы по административным нарушениям – планируется создание единой базы данных должников. Многих ждут веселые деньки: руководители федеральной службы судебных приставов хотят лишать водительских прав всех без исключения должников, которые не оплачивают штрафы, имеют задолженность по налогам или не хотят отдавать женам алименты на воспитание детей.
Будет создана единая база и автоинспекции и службы судебных приставов, которую иначе как «Поле чуде»с не назовешь. Только представьте себе - едите вы преспокойно, вас останавливает на стационарном посту инспектор, и сходу, даже не проверяя документы, прищуриваясь так – поиграем? Деньги или приз? Приз – это алименты, неоплаченные штрафы и задолженность по налогам. И, в конце концов ваши права. А деньги – это деньги. Инспектору. И путь свободен. До следующего Якубовича.
Как бы не развивался технический прогресс, якубовичи с погонами всегда найдут способ подороже продать свой приз. А вот автолюбителям становится с каждым днем все тяжелее. Слишком много структур хотят на них заработать. Начало второго полугодия кроме новых поправок в административный Кодекс принесло и очередное повышение на топливо. Круче всего подорожала солярка. Во многих регионах ЮФО дизтопливо стало дороже даже 95-го бензина и в абсолютном выражении стоит уже больше доллара за литр. Может быть, государству стоит направить усилия научно-технического прогресса в этом направлении? А то ряды тех, с кого можно снимать штраф сильно поредеют.
Дмитрий Протасов

Южный автоблог рекомендует: